BIG DATA // Новость

Могут ли технологии помочь смягчить воздействие COVID-19 на образование в регионе?

  • 24 марта 2020
  • 1000

Могут ли технологии помочь смягчить воздействие COVID-19 на образование в регионе?
Фото: worldbank.org

В последние несколько недель мы стали свидетелями повышения уровня осознания угрозы, которую представляет собой вспышка коронавируса КОВИД-19. В условиях распространения вируса по всему миру нам также необходимо понять, что он означает для систем образования региона Европы и Центральной Азии.

В условиях необходимости сдерживания вируса многие страны предпринимают меры по предотвращению скопления большого количества людей. Наши школы не застрахованы ни от этих действий, ни от распространения вируса. Многие страны в настоящее время вводят соответствующие ограничения для своих образовательных учреждений - от запрета на проведение массовых мероприятий до временного закрытия школ.

В эпицентре заражения вирусом - Китае - более 180 миллионов учащихся школ остаются дома.

Но пока школы временно закрыты на карантин, учеба продолжается. Просто это другой вид обучения. Учащиеся получают знания дистанционно, используя современные технологии. Это делается с помощью различных онлайн-курсов и электронных учебников.

На сегодняшний день почти все страны региона Европы и Центральной Азии предписали полностью или частично закрыть свои начальные и средние учебные заведения, с тем чтобы остановить возможное распространение вируса среди учащихся и населения в целом.

Вопрос в том, что с точки зрения образования делают эти ученики, когда школы закрыты?

В Китае прилагаются огромные усилия для того, чтобы дети продолжали учиться. Похоже, что ответом на этот вопрос являются новейшие технологии.

Мы узнаем, насколько это действительно эффективно только после кризиса, но, похоже, это хорошее решение проблемы. Хотя обучение на дому не очень распространено за пределами Соединенных Штатов.

В регионе Европы и Центральной Азии находится целый ряд стран с разным уровнем дохода и развития. Ключевое значение имеют масштабы распространенности, возможности использования и доступность технологий, а также наличие учебных материалов в Интернете. Немаловажное значение играет также наличие устройств для подключения к Интернету и качество интернет-связи в домашних условиях.

В то же время, существует еще один важный вопрос: могут ли учащиеся на самом деле получить пользу от современных технологий у себя дома? Очевидно, что здесь мы имеем дело с вопросом обеспечения равенства возможностей. В то время как финансово обеспеченные семьи могут позволить себе иметь компьютеры и разнообразные устройства, учащиеся из неблагополучных семей едва ли могут позволить себе иметь в доме самые простые устройства и, возможно, вообще не имеют доступа к Интернету.

Например, данные PISA 2108 по Беларуси подтверждают, что отсутствие соответствующего устройства ставит учащихся в крайне невыгодное положение с точки зрения успеваемости. Это также является показателем бедности.

Проведя быстрый опрос среди сотрудников Всемирного банка, работающих в сфере образования в регионе, мы собрали некоторые ключевые статистические данные о наличии в регионе технологий и онлайновых учебных материалов.

Что касается подключения школ к Интернету, то большинство стран региона Европы и Центральной Азии располагают необходимыми базовыми возможностями, позволяющими школам проводить обучение с использованием современных технологий. Лишь в нескольких странах региона этот потенциал отсутствует.

Что же происходит на другом конце интернет-кабеля? Во многих странах региона мы видим, что домашнее подключение к Интернету стало широко распространенным, что позволяет учащимся подключаться к различным типам учебных ресурсов.

Поскольку в течение последних нескольких десятилетий многие страны региона осуществляли программы по оснащению школ компьютерным оборудованием, они находятся в более выгодном положении с точки зрения технологического оснащения школ. Например, по результатам нашей оценки ИТ-оборудования и возможностей подключения к Интернету в школах, 50% из них располагают базовыми техническими ресурсами, обеспечивающими только минимальную возможность доставки контента.

В то же самое время, около 20% школ в состоянии обеспечить себя хорошими компьютерами, а также сетью с качественным подключением к Интернету и надежной системой безопасности. Но несмотря на все эти успехи в большинстве стран региона, треть школ находится в незавидном положении, так как не имеют ни соответствующего оборудования, ни возможности подключения к Интернету в полном объеме.

Давайте посмотрим на образовательный контент. Две трети школьных систем не используют цифровой контент в образовании. Еще 20% стран хотя и используют некоторые цифровые образовательные ресурсы в преподавании, но лишь в некоторых школах. И только лишь в 10% стран существуют более надежные возможности цифрового обучения, при этом часть образовательного контента доступна и вне школы. По нашей оценке, ни одна страна не имеет универсальных ресурсов для преподавания и обучения, не зависящих от места и времени.

Возможности дистанционного обучения также ограничены. По нашим наблюдениям, в 70 процентах стран региона возможности дистанционного обучения оцениваются от нуля до минимума.

Остальные 30 процентов хотя и обладают более широкими возможностями, но ни в одной из них нет интегрированных учебных программ, широко распространенных в режиме смешанного обучения.

Мы должны задуматься о состоянии дистанционного образования. Традиционно, дистанционное обучение осуществлялось посредством отправки бумажных документов через почтовое отделение. Сегодня всё изменилось. Тем не менее, мы не видим огромного прогресса в использовании дистанционного образования. Вполне вероятно, что традиционному школьному образованию просто не нужны дистанционные технологии.

В то же время страны, в отдаленных районах которых отсутствует доступ к качественному преподаванию, пытаются использовать эту возможность для улучшения образования как путем использования более старых и проверенных технологий, таких как радио- и телевизионное вещание, так и путем использования потенциала ИКТ. Именно здесь особую важность приобретает подготовка учителей с использованием цифровых технологий и прикладных программ.

Средства массовой информации, и особенно социальные сети, также могут использоваться для распространения информации о самом вирусе и для обучения элементарной гигиене. Во Вьетнаме, например, невероятный успех имел видеоклип из мультфильма о мытье рук и других предупредительных мерах по защите от вируса.

Поскольку существующие в регионе системы образования рассчитаны на очное обучение и преподавание, то в случае кратковременного прекращения обучения и закрытия школ они могли бы приспособиться к этим условиям. Однако, если ситуация затянется на месяцы, то может потребоваться кардинальная перестройка системы образования.

Итак, на чем страны могут сфокусировать свое внимание? Вот несколько идей:

  • На Целевых программах по обеспечению оборудованием и доступом к Интернету наиболее незащищенных детей.
  • На улучшении качества подключения школ, которые больше всего в этом нуждаются.
  • На улучшении финансирования разработки цифровых учебных программ и материалов (электронные библиотеки, уроки, учебные материалы и т.д.).
  • На улучшении телекоммуникационных возможностей школ, чтобы они могли осуществлять обучение в онлайновом режиме.

Время кризиса также дает всем системам образования возможность заглянуть в будущее, приспособиться к возможным угрозам и укрепить свой потенциал. Мы считаем, что регион Европы и Центральной Азии обладает огромным потенциалом для того, чтобы это произошло, несмотря на КОВИД-19.



Новости





























































Поделиться