Среди многочисленных поправок, предложенных в Конституцию, проглядываются очертания изменений, связанных с семейным законодательством, но практически не уделяется внимания появлению положения о защите отцовства государством. Напомню, что в 7-й статье действующей Конституции говорится о поощрении государством отцовства, материнства и детства, однако в 38-й статье на государство возложена обязанность по защите исключительно материнства и детства.
В предложенных в Конституцию поправках появилось упоминание защиты отцовства, что, конечно, очень важно, с моей точки зрения.
Институт отцовства в России не выглядит общественно значимым и по сравнению с материнством носит второстепенный характер. Примеров тому достаточно. Взять хотя бы «день отца», он так и не стал официальным праздником, несмотря на существование зеркального «Дня матери», который в России официально отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 года. Даже неофициальную версию отцовского дня принято отмечать летом, а значит, ни в начальных классах, ни в детских садах дети не участвуют в его подготовке и проведении. Дня отца для детей не существует, и примеров тому множество.
На этом фоне предложенная поправка кажется логичной и правильной. И все же есть нюансы.
Поправку предложено внести не в 38-ю, а в 71-ю статью, которая начинается со слов: «В ведении Российской Федерации находятся:». Таким образом на выходе мы можем получить две статьи со схожим смыслом, но разным содержанием:
Статья № 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статья № 71
В ведении Российской Федерации находятся:
…
ж) защита семьи, материнства, отцовства и детства; …
Такая конструкция оставляет простор для толкований. Конечно, если жить по принципу «мама, папа, я – дружная семья», все это несущественно и даже придает видимой значимости институту отцовства и брака в целом. Но если семья столкнется с разводом, обе эти статьи будут служить юридическим оправданием совершенно незаконным и непрозрачным решениям в отношении отцов и матерей.
Например, в случае Жанетты Тухаевой, у которой муж отобрал двоих сыновей и через суд добился блокировки ее постов на эту тему, система сможет опереться на 71-ю статью конституции. А в случае Вани Тупикова, которого в Краснодарском крае поместили в реабилитационный центр, чтобы он отвык от отца, будет логично сослаться на принцип, описанный в 38-й статье. Более того, и в том и в другом случае решения будут оправдываться еще и защитой интересов ребенка. И нет, не будет никакого принципа справедливости и никакого равноправия. Не будет никакой защиты материнства, отцовства и детства.
Будут манипуляции, шантаж, карательное право и безотцовщина.
На днях НКО и благотворительные фонды обратились в СПЧ с просьбой дать оценку конституционных поправок, касающихся детей. Речь о положениях, касающихся изменения статуса ребенка, описанных в Ст. 67.1:
«Дети являются важнейшим достоянием России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, принимает на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Я же считаю, что внимания СПЧ заслуживают все поправки, касающиеся детства, материнства, отцовства и семьи.
В конституцию необходимо заложить фундамент общественного договора о том, что значат все эти понятия. О том, что отец – он даже тогда отец, когда уже не муж. Мама – она всегда мама, даже когда уже не жена. А ребенок остается ребенком независимо от каких-либо страстей, бушующих в сердцах его родителей. И самое главное, для этого нам не обязательно смотреть на другие страны и делать как у них. Мы сами в состоянии разобраться с этим. Именно такой договор внутри общества и может стать важнейшим достоянием России.