Психология // Статья

Как школа убивает критическое мышление

  • 5 ноября 2020

Как школа убивает критическое мышление
Фото: valerianovsk.ru

По данным Британской высшей школы дизайна 65% сегодняшних школьников, детей поколения Z, будут работать в несуществующих пока профессиональных областях. Как подготовить их к будущему, о котором мы сами так мало знаем? Чему и как учить, если ответ на любой вопрос нагуглить можно едва ли не быстрее, чем вспомнить? Насколько пригодна для этого школа в ее современном формате? Своим мнением делится академик Российской академии образования, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов.

По словам собеседника агентства, современной школе нужна другая типология задач – с неизвестными данными, с избыточными данными, а не задачи, в которых поезд, выходя из пункта А, непременно приходит в пункт Б. «Есть серьезный риск ригидности, закрепощенности мышления от того, что мы решаем только задачи формального типа с готовым набором условий. В свое время в физтех сдавали экзамен по математике, и никто из абитуриентов не смог решить одну задачу. Почему? В ней не хватило условий. Казалось бы, абитуриент, который на это укажет и напишет, что задача не имеет решения, был бы победителем в этой ситуации. Но не нашлось ни одного. Беда школы том, что она часто готовит к узкоколейному мышлению: только так, по-другому быть не может. Однако в жизни приходится решать задачи в условиях неопределенности. Вводных данных порой не хватает, и единственно верных ответов нет», – отметил Асмолов.

Пока чиновники и эксперты обсуждают на научных конференциях современные подходы к образованию, учителя продолжают вести занятия по учебникам, задавать на дом пересказ параграфа и ставить за сочинения тройки только потому что: «Твоего мнения очень много. Его никто не спрашивал».

«Школа памяти, школа дрессуры, школа, в которой действует формула „в твои лета не должно сметь свои суждения иметь“, убивает любое критического мышления и в буквальном смысле в условиях неопределенности заведомо ставит детей в позицию проигравших», – считает Асмолов.

Как сделать так, чтобы учитель не был инквизитором по отношению к детскому мышлению, чтобы не был убийцей самостоятельности, вступал в сотрудничество с ребенком и ни шагом, ни словом не нарушал его достоинство? По словам эксперта, в России и сейчас есть хорошие учителя и хорошие школы, которые решают эти вопросы. Но в этом пока нет системы, и в целом образование катится на старых рельсах.

«Переделывание систем – вещь невероятно трудная. Вы хотите изменить систему, тогда ответьте на вопрос: а кого вы хотите готовить – подданных или граждан? Вопрос о трансформации системы образования – политический. Это вопрос о том, хотим ли мы жить в культуре достоинства или культуре полезности, где человек – вещь, где действуют слова из романа Стругацких „Трудно быть богом“: „Умные нам не надобны, надобны верные“. Любая трансформация системы образования, и прежде всего ценностная, отвечает на вопрос: мы в культуре достоинства, где каждый человек – личность, и за права личности и возможность говорить свободно мы отдадим всю свою жизнь, или мы в культуре полезности», – отметил Асмолов. Внятного ответа на этот вопрос пока нет.

Другая проблема заключается в самой системе педагогического образования. «Как показал мой коллега Сергей Ениколопов в своем последнем исследовании, которое проводилось на кафедре психологии личности факультета психологии МГУ, за годы обучения в большинстве педвузов у студентов резко возрастают авторитарные агрессивные установки личности. В педвузах дают такие типы заданий, такой стиль поведения, такое направление коммуникации, что у студентов формируются тоталитарные установки. И если на первом-втором курсах они не были сильно выражены, то к концу обучения наши будущие учителя бронзовеют. Они во всем правы, они все знают. Пока наша система педагогического образования будет готовить мастеров авторитарности, специалистов кнута и пряника, ничего у нас с вами не получится. Мой замечательный друг Наум Коржавин говорил: „Смерть Советского Союза родится в педагогических университетах“, и я долгие годы повторял эту формулу. Чтобы готовить не подданных, а граждан, нужно создавать педагогику достоинства», – заключил Асмолов.

Полную версию разговора смотрите на Youtube-канале «Росбалта».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube