В Госдуму внесён законопроект, содержащий поправки в Закон «Об образовании в РФ», запрещающие заниматься «просветительской деятельностью» без разрешения властей. Одна из целей поправок – не допустить «негативного иностранного вмешательства» в образование.
Что именно произойдет, если этот проект станет законом? Очень хотел бы ошибиться, но из текста следует, что вся образовательная деятельность за рамками утвержденных государством образовательных программ станет незаконной без разрешающей визы от Правительства РФ.
Еще раз – вся, совсем.
Сфера госрегулирования полностью накроет всю территорию, на которой кто-то хочет чему-либо научиться.
Если кто-то при этом скажет, что подобных масштабов тотальный запрет невозможно реализовать на практике, готов согласиться. Но это и не нужно при избирательном правоприменении.
Достаточно иметь возможность в любой момент постучать в любую дверь и поинтересоваться: «Что это вы тут развиваете? Где разрешение?»
Этот законопроект – наглядный пример игнорирования бюрократами долгосрочных последствий конъюнктурно принимаемых решений. В данном случае их будет как минимум три.
Во-первых, рост коррупции, поскольку она прямо пропорциональна госрегулированию.
Во-вторых дальнейшее снижение уровня общественного доверия, за которым последуют новые экономические трудности, поскольку доверие является вполне экономической категорией: ниже доверие – выше издержки на любые общественные транзакции.
И в-третьих – снижение качества собственно образования, потому что тем, кто сейчас добирает его вне института общей школы, станет ещё сложнее реализовывать свою тягу к знаниям. За которым и в этом случае последуют ограничения для социально-экономического развития страны.
Ранее на эту тему высказался Александр Архангельский, литературовед, публицист, телеведущий, писатель, профессор Высшей школы экономики.