Образовательная политика // Статья

«Стоять! Бояться!» – инициативы сенаторов могут испугать учителей

  • 19 ноября 2020

«Стоять! Бояться!»  – инициативы сенаторов могут испугать учителей
Иллюстрация: userapi.com

17 ноября в Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии СФ по защите государственного и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ. Выдвинуты две знаковые законодательные инициативы, которые сейчас активно обсуждаются педагогами и не только.

Первая. Дополнить действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации» понятием "просветительская деятельность" для обеспечения регулирования такого рода деятельности и участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Более подробное содержание дополнений пока не опубликовано, но, по всей вероятности, эти уточнения должны будут особо зафиксировать статус просветительской деятельности и обеспечить введение мер по дальнейшему ее регламентированию (включение сведений в единую информационную систему, получение дополнительных разрешений уполномоченных органов исполнительной власти на отдельные виды деятельности некоммерческих организаций, возможно, лицензирование просветительства и мониторинг результативности).

Вторая. Принять законопроект, который позволит увольнять педагогов, если те будут использовать работу в сфере образования и просвещения для разжигания розни (социальной, расовой, религиозной) или для побуждения к действиям, противоречащим Конституции. Глава комиссии Андрей Климов уточнил, что в первом законопроекте речь идет о законопроекте, который будет регулировать участие образовательных организаций в международном сотрудничестве.

Предлагаемые изменения носят неоднозначный характер. Возможных разворотов событий в ходе реализации предлагаемых норм в реальной практике несколько.

Первая инициатива, касающаяся уточнения сути «просветительской деятельности», которая реализуется совместно иностранными и российскими образовательными организациями и педагогами, должна обеспечить ее содержательные-целевые аспекты. Возможных вариантов трактовок достаточно.

Например, в соответствии с Модельным Законом о Просветительской деятельности «Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы».

Определений может быть много. Но стоит также учесть, что при подготовке дополнений в 273-ФЗ будут нужны описания разрешенных (рекомендованных) просветительских технологий, тематик, проектов, способов финансирования совместных с иностранными коллегами проектов. Важно будет понять, как в новых условиях педагогу, занимающемуся, например, популяризацией какого-либо языка и культуры стран (что неразделимо), не пересечь черту дозволенного?

В отсутствии или непроработанности ключевых понятий, контролирующие органы и учредители, чтобы «перебдеть», запретят подряд все проекты, реализуемые с участием иностранных партнеров или утопят образовательные организации в потоке отчетных материалов.

Что может навредить, потому что международные проекты с участием российских образовательных организаций и педагогов – практика взаимодействия, которая существует давно, со времен перестройки. По большей части она имеет положительные результаты в условиях глобального образовательного пространства. Вероятно, есть и негативные примеры сотрудничества, но с ними нужно разбираться точечно.

В случае непроработанностии принятой в спешке технической правки Закона «Об образовании в Российской Федерации» для школ, вузов, педагогов и руководителей возникает риск, что без специальных разъяснений и уточнений, можно совершить «ошибку выбора» и попасть в список неблагонадежных или быть уволенным в любой момент.

Еще один риск в том, что при размытости ориентиров, на местах появляется инструмент для избавления от «неудобных и неугодных» по известному актуальному поводу.

Самый сложный момент касается второй инициативы про увольнение педагогов, в случае, если они «будут использовать работу в сфере образования и просвещения для разжигания розни».

Первый сценарий. В рамках международных проектов и проведения мероприятий, финансируемых иностранными «партнерами», учитель невольно может оказаться в указанных выше ситуациях.

Получается, рискует теперь любая организация и любой педагог. Списки иностранных организаций, потенциально способных нанести ущерб суверенитету нашей страны, не размещены в открытом доступе.

В потенциально опасных иностранных организациях, как правило, работают очень милые люди, иногда рекомендованные коллегами из ближнего круга или раскрученные в известных федеральных проектах, да и цели их деятельности стартово могут выглядеть очень даже заманчиво и просветительски (например, экологические стартапы, обучение иностранному языку и т.д.).

Второй сценарий – умышленная дестабилизирующая работа педагогов, разжигающая рознь. Таких представителей не встречали. Рука писать про это не поднимается.

И главное. А что теперь будет подпадать под это самое «разжигание розни»?

Вот, например, педагог на уроке или в ходе внеурочного мероприятия в национальной республике скажет мальчику – не коренному жителю: «Какой у вас все-таки певучий и талантливый народ!». Это как будет квалифицироваться?

Если, к тому же учесть тот факт, что все и вся наши дети и родители теперь записывают на видео. Понятно без лишних комментариев, что очень скоро появится еще один способ избавления от неугодных педагогов «особо принципиально не ставящих пятерки».

Представленные инициативы сенаторов имеют, безусловно, веские мотивы, важные для нашей общегосударственной безопасности и призваны ответить на важные и серьезные вызовы времени. Вызовы, требующие тонкой и детальной работы.

В озвученном сенаторами виде предлагаемые меры вызывают много вопросов и тревог у руководителей образовательных организаций и педагогов. Они и так напуганы.

Им достаточно уже испытаний санитарными ограничениями, круглосуточным дистантом, бесконечным контролем, баталиями с требовательными родителями, страхами заболеть и покинуть своих собственных детей ради будущего учеников.

Не проголосуют ли большая часть из них массовым уходом из школ к следующему учебному году? И какие уроки из всего происходящего извлекут наши дети?

Алина Мирная



Новости





























































Поделиться