Мы встретились с ней, когда пытались набросать форсайт развития школы. Я не очень люблю этот формат, он, при всей своей важности для планирования, оперирует лишь хайповыми темами, заставляя подгонять под них нечто более тонкое, многомерное. Распластовать летящую чайку планирования на флипчарте заезжего гастролера-коуча.
Но сейчас разговор не об этом.
Госпожа «НЕТ» – классическая учительница из областного города. Возможно, даже администратор – в ней явно чувствовалась властность и стремление подчинить своей воле. Это наше извечное, учительское.
Но сейчас опять-таки не об этом.
Дама обладала удивительной особенностью – на любое предложение вписать в карту форсайта предложения об изменениях в школе она говорила зычное «НЕТ».
Вы хотите деятельностного обучения? Обучение вне стен классной комнаты?
«НЕТ».
Вы не вправе отменить классно-урочную систему, а в ней прописаны все формы деятельности, разрешенные на уроке. И да, урок никто не отменит.
«НЕТ»
Школа окажется ненужной? Отомрет? Вы с ума сошли!
«НЕТ».
Вы понимаете, что образование – ГОСУДАРСТВЕННАЯ задача? Вы понимаете, что ГОСУДАРСТВО не допустит изменения и, уж тем более ликвидации школ. Не мечтайте.
«НЕТ»
Роль учителя? Что значит, меняется? Роль прописана в законах, в инструкциях. Все уже есть, зачем вы придумываете велосипед? Читайте документы, следуйте рекомендациям. Все уже придумано.
«НЕТ»
Хорошо, отвечают ей, давайте о чем-то более близком. Об изменении форм учебной деятельности, об обучении в действии. Наконец, о том, что стоит школу повернуть к решению более жизненных задач...
«НЕТ».
Вы не понимаете. Есть инструкции. Есть методические материалы. Все это уже есть в документах. Все прописано. Просто стройте урок по инструкции и все у вас будет.
НИКТО не позволит вам фантазировать. НИКТО не позволит вам строить нечто новое, что не укладывается в законы. НИКТО не позволит вам этого делать.
ВСЁ.
ПРОСТО.
ИСПОЛНЯЙТЕ ЗАКОНЫ.
СЛЕДУЙТЕ ИНСТРУКЦИЯМ.
А на ваши фантазии – один ответ – «НЕТ».