Образовательная политика // Тема дня

​Кто станет министром просвещения России?

Это зависит от задачи, которую перед системой ставит президент и правительство. На разные задачи есть разные претенденты.

​Кто станет министром просвещения России?

Ложные ориентиры провоцируют кризис

У образовательной политики есть своя внутренняя логика.

Как бы школа ни зависела от финансирования, политического контекста, развития технологий и коррупционного давления бизнеса, я убежден, что есть необратимость образовательной деятельности, внутренние закономерности, определяющие неизбежность действий не только в школах, в классах, в учительских и кабинетах директоров, но и в образовательной политике.

Опыт назначения О. Васильевой министром просвещения по сугубо политическому (электоральному) резону показал, что пренебрежение собственно образовательной логикой ради внешних по отношению к школе выгод приводит к затяжному застою как раз в сфере образования. Что, в свою очередь, приводит к еще большему политическому обострению (см. оценку деятельности Минпроса на встрече фракции «Единая Россия» с кандидатом на пост премьер-министра 16 января 2020 года).

Иначе и не может быть, потому что гигантские ресурсы государственной машины управления направляются на достижение ложных целей.

В нашем случае это: решение архаичных задач позавчерашней дидактики, консервирование давно отживших способов и результатов – заучивание формальных сведений, продвижение неэффективных способов управления – внедрение в школу новых/старых учебных предметов, попытка в ручном режиме регулировать уклад школьной жизни, уровень зарплаты учителя, беспричинное перетряхивание списка учебников, даже закрепление архаики в стандартах.

Задача рождает орган

«Задача рождает орган» – в такой формуле резюмирует свой анализ идей Н.А. Бернштейна психолог А.Г. Асмолов, и эта формула применима и к социальным системам, я уверен.

Задача, под которую призвали министра Васильеву, была в момент назначения сугубо электоральная, сиюминутная – исправить имидж правящей партии в тематике образования накануне парламентских выборов. После нескольких неудачных высказываний председателя Д. Медведева об учителях. Ни снятие предыдущего министра Ливанова, ни назначение последующего министра Васильевой ни в малейшей степени не было связано с результатами или эффективностью системы образования. А после завершения выборного процесса (сентябрь 2016 года) лодка образования уже была предоставлена сама себе. И нашлись ловкие кормчие, которые смогли заместить вакуум продуктивных задач серьезными «чисто конкретными» задачами и показателями.

Я сейчас не буду подробно анализировать, какие функции сформировались в Минпросе 2016–20 гг., под какие задачи «лег» этот орган и почему практически ни одна из задач развития системы общего образования за три с половиной года не была выполнена – это требует большего времени и места. Для меня важно сформулировать ключевой тезис образовательной политики: если не произошло публичного государственного и общественного формулирования задач образовательной политики на старте, обязательно произойдет замещение официальных значимых задач частно-корпоративными. Это не всегда плохо, все зависит от тех задач, которые решают корпорации или другие объединения. Если это коммерческие задачи увеличения прибыли корпорации – это плохо. Если это общественно значимые задачи современных объединений или фондов – это к лучшему. К числу общественно значимых внедрений в застойную структуру Минпроса можно отнести вхождение Марины Раковой –генерального директора Фонда новых форм развития образования, автора идеи «Кванториумов». Но это вхождение произошло официально она стала заместителем министра.

Другой пример – формирование латентных механизмов управления системой, от делегирования своих представителей в команду ведомства до ручного руководства структурами.

Поэтому для меня сейчас важно не только кто придет на место министра (я не согласен с теми, кто считает несущественной фигуру нового руководителя), но и прежде всего – какие задачи системы являются приоритетными.

И соответственно кто эти задачи способен решить.

Задачи – очевидны, кандидаты – известны.

Задачи системы общего образования

Основными рисками для школы сегодня стали организационно-финансовые.

Общим местом стала фиксация недофинансирования системы образования в 30%.

Но есть другая, гораздо более существенная проблема. Даже этот объем финансирования сложившаяся система расходования средств в системе школьного образования не может администрировать эффективно и без потерь. Точнее говоря: по нашим данным, консолидированный бюджет общего (дошкольного, школьного и дополнительного образования) – около 2,75 трлн рублей, это максимум, что может администрировать сложившаяся крайне неэффективная система управления школьными финансами. Как показал опыт дополнительных вливаний 2006–2018 гг., увеличение финансирования приводит к ухудшению состояния системы.

Общая картина системы выглядит так. Эти слайды из моего доклада на заседании рабочей подгруппы «Образование» Госсовета. Данные взяты из открытых источников.

Школы в полном смысле разваливаются

Я считаю, что официальные данные, мягко говоря, слишком оптимистичные. Уже сейчас требуется создание около 5 млн ученико-мест. Даже если считать стоимость создания 1 ученико-места (стройка + оборудование, без оплаты труда новым учителям), около 1 млн рублей, это около 5 трлн рублей. Примерно в 2 раза больше, чем консолидированный бюджет дошкольного, общего и дополнительного образования. Очевидно, что в бюджете таких средств нет. Необходимо привлечение инвестиций, которые нужно будет вернуть инвесторам. Задачу создания условий инвесторам необходимо решать срочно.


Оплата труда учителей

В стране не действует единая система оплаты труда. Попытка ввести оплату по результату не удалась. Не потому что не выдерживается соотношение «70% – за выполненную работу, 30% – за результат». По двум причинам: гонка за средней по региону, отсутствие внятных, процедурно и технологически понятных показателей распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Задача состоит в том, чтобы ввести окладную систему оплаты труда, соединить ее с аттестацией, повышением квалификации. И здесь мало внести изменения в Трудовой кодекс, нужно умудриться договориться с профсоюзами, но и это еще не все.

Система оплаты труда – полномочия школы и учредителя-муниципалитета. Нужно провести линию от федерального центра до школы.

Либо распределять зарплату учителей напрямую из региона, а то и из федерального бюджета – прямо на банковский счет учителя. Технически это реально, а вот нормативно-правово – колоссальная задача.

Кто ее сможет решить, тот и вытащит ситуацию с учителями из мотивационной ямы, в которую мы попали.

Финансирование общего образования

В чем причина неэффективности системы финансирования школ?

Если коротко: школа муниципальная и формально финансово-хозяйственно самостоятельная, но кроме московских школ эта самостоятельность фиктивная. У учредителя-муниципалитета своих средств нет, они приходят субвенцией из региона. Мэры переводят их в субсидии и распределяют по школам. Как? В этом и есть основная путаница и несуразица. Но! И в подавляющем числе регионов своих денег нет – они получают трансферты из центра.

Когда регионы составляют т.н. трансфертную заявку, они туда загоняют все возможные свои потребности, как говорят финансисты – «хотелки», в том числе и про образование. Но деньги в регион приходя не целевые, т.е. не окрашенные, там не видно, сколько на образование, а сколько на сельское хозяйство. И региональный минфин отдает региональному минобру не столько, сколько было в «хотелках», а сколько считает нужным. Не все. В результате колоссальное неравенство в условиях порождает образовательное неравенство. И это одна из ключевых задач регулятора – создать равные условия для получения образования. Наивное предположение, что задачу можно решить через единообразный учебный материал, одинаковые учебники и максимально частые контрольные работы – не просто иллюзия, а и есть те самые ложные ориентиры, которые приводят к упадку системы.

Ну возьми и раздай школам региона напрямую все деньги по нормативу с учетом коэффициентов! Нет, мы передадим деньги регионам, потом муниципалам, а они уже сколько посчитают нужным, отдадут школам. На бумаге оно, может, и не все так, как я описал, а в жизни – все так.

Такая же сумятица и с финансовым нормативом, с системой оплаты труда, с системой начисления стимулирующей части фонда оплаты труда.

Такая же неразбериха с закупками и торгами – сроки, ценообразование, проверки.

Словом, вся система финансового обеспечения школьной жизни выстроена так, что представляет собой гигантский риск для обеспечения качества образования, здоровья и самой жизни учащихся.

И когда президент в своем послании сетует, что ведомства и регионы не успели создать больше трети запланированных мест в дошколке – это не случайно. И не успеют. И если получат больше средств – еще больше отстанут от плановых показателей. Потому что деньги по длинной цепочке идут неоправданно долго, система закупок и торгов усложнена и затянута, администрирование каждой стройкой и закупками из Москвы – предельно мелочно и авторитарно, зачастую без учета местных условий; наконец, соблюдение всех норм межбюджетных отношений, преодоление инерции и барьеров конфликта полномочий, в конце концов вопросы решаются в ручном режиме. А это значит, что выполнение показателей в срок возможно только при нарушении большинства правовых норм. И каждый чиновник стоит перед выбором: рисковать свободой или не выполнять показатели.

Поэтому ситуацию с зарплатой учителей не выровняют, и с неравенством условий школ, и муниципалитетов, и бюджетных расходов не справятся.

Потому что система не просто разбалансирована, система общего образования потеряла управляемость. И эту задачу нужно решать срочно.

Кто ее может решить?

Вместо того, чтобы…

А теперь смотрим закон «Об образовании», ст. 11, п. 3:

«3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям».

Так вот, оказывается, что – ФГОС должен регулировать финансовые условия реализации основных образовательных программ!

А теперь скажите, чем мы занимались последний год по инициативе нашего славного Минпроса? Правильно, обсуждали ФГОС с точки зрения включения в стандарт учебного материала по годам и проверки усвоения этого материала.

Помните анекдот про собрание колхозников? Которые за неимением средств на починку коровника решили обсуждать строительство коммунизма?

Вы спросите: ну если такая катастрофа с финансированием, то почему же…?

Мой ответ: а потому что а) не было такой задачи, б) не развилась такая функция внутри ведомства, в) не развилась функция – не сформировались компетенции, г) под фейковые функции были набраны исполнители.

Поэтому задача № 1: построить эффективную систему расходования средств в общем образовании.

Кто может?

Ну, при всем уважении О.Ю. Васильева точно не сможет. Кто имеет положительный опыт работы с большими финансами и компетенции подчинять инструменты управления задачам образования?

Мой личный список таков:

Марина Ракова – заместитель министра просвещения, лидер проекта «Кванториумы», Елена Шмелева – лидер «Сириуса», один из лидеров Общероссийского народного фронта, Сергей Кравцов – руководитель Рособрнадзора, вывел ЕГЭ на уровень объективности, Игорь Реморенко – ректор Московского городского университета, экс-заместитель министра образования – сыграл ключевую роль в принятии поправок к закону «Об образовании», лидер современного педобразования. По всем значимым для правительства и президента показателям наиболее эффективным системным управленцем сегодня является Исаак Калина, но против него – возраст и тенденция на омоложение правительства.

Если логика образовательных задач возобладает – думаю, министром станет кто-то из этого списка.

Если приоритетной станет задача из разряда популизма – О. Васильева сохранит свой пост.

Если выберут задачи из разряда показательно-демонстративных решительных мер – есть несколько активных деятелей, часто выступающих публично с образовательными идеями. К примеру: медиа-менеджер Т. Канделаки, депутат ГД И. Яровая.

Если задачей станет демонстрационный учет интересов регионов – есть ряд эффективных региональных министров.

Ну и, конечно, вновь встанет вопрос о том, сколько будет образовательных ведомств? Очевидно, что разделение ведомств на высшую и общеобразовательную школу показало свою неэффективность. Два образовательных министра говорят с регионами совершенно по-разному. Одно ведомство объективно заинтересовано в слиянии педвузов с классическими университетами, другое – за сохранение автономии. Одно будет тяготеть к развитию инновационного сектора, смелым экспериментам с содержанием образования, другое – за сохранение невнятного культурного кода. Противоречия объективны. Признает ли президент неэффективность такого разделения? Если признает, то мой список пополнится специалистами из высшей школы.

Но это уже будет другая история.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube