Исполняющий обязанности главы Министерства науки и высшего образования Михаил Котюков предложил пересмотреть классические образовательные программы в вузах в сторону большей персонализации и индивидуализации. Об этом он рассказал в рамках дискуссии «Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения» на Гайдаровском форуме.
«Рост темпов технологического развития требует от нас пересмотра системы высшего образования. За десять лет многие в этой аудитории поменяли содержание своей профессиональной деятельности. А о том, что будет через десять лет, мы можем только догадываться. Поэтому эффективность долгосрочных образовательных программ на десять лет вперед будет не очевидна. Между тем, этот срок — наш примерный горизонт планирования», — заявил Котюков.
И. о. министра отметил, что в прошлом году прошел конкурс, в результате которого эксперты отобрали первую пятерку учебных заведений, на базе которых будет создаваться модель цифрового университета. В нее вошли Высшая школа экономики, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Томский государственный университет и Московский государственный первый медицинский университет имени И. М. Сеченова.
Планируется, что в течение ближайших лет эти вузы будут помогать структурировать содержательные элементы цифрового университета.
Вторая пятерка университетов, по словам Котюкова, это площадки, которые будут делать акцент на подготовку и переподготовку кадров для развития IT-индустрии. В новом конкурсе было более сорока заявок, из которых были выбраны всего пять. Ими стали те же Высшая школа экономики, Томский и Уральский федеральный университеты, а также МИФИ и СПбГУ.
«Классические образовательные университетские программы — это частично конвейерная система. А нам нужно сейчас научиться перестраивать программу в сторону большей персонализации и индивидуализации под ключевые запросы, задачи и практику. Но в условиях цифровых технологий это тоже требует поиска правильных форм сотрудничества между индустриальными партнерами и горизонтов, на которых мы можем это сотрудничество вести.
Абсолютно соглашусь с тем, что чем лучше выпускник умеет решать практические задачи, тем выше его конкурентоспособность на рынке труда, и тем больше у него возможностей для поиска сферы своей будущей деятельности», — добавил чиновник.