В первые дни наступившего 2020 года мы спросили наших экспертов о том, какие три события минувшего года в сфере образования они считают наиболее значимыми и каковы их прогнозы на ближайшее время.
Во-первых, у нас сохраняется стратегическая повестка по программе «Десятилетие детства», которая очень важна в нынешних условиях. Ее реализация во многом зависит не только от объема финансирования, но и от подходов в ее выполнении: главное, не перейти на формально-административные методы.
Например, в прошлом году благодаря усилиям экспертного сообщества нам все-таки удалось остановить непродуманную политику, связанную с изменением школьных Стандартов.
То есть каждый шаг в образовательной политике должен быть выверен и продуман.
Во-вторых, важным событием прошлого года я считаю укрепление медико-психолого-педагогической службы в школе. Усилена подготовка психологов в педвузах.
В-третьих, была пересмотрена роль педагогических вузов. Раньше шло их активное объединение с классическими университетами, но теперь поняли всю ошибочность этого пути. Университеты ставят перед собой задачу подготовки исследователей, а педагогические факультеты рассматривались как нелюбимое дитя.
Сейчас взят курс на сохранение педагогических вузов со своей спецификой, потому что педагог – это не только историк, физик, преподаватель предмета, но и специалист, знающий детскую психологию.
Кроме того, сделана заявка на возвращение специалитета по педагогическим направлениям подготовки, что, на мой взгляд, тоже очень важно. Бакалавриат – недостаточный уровень для будущего учителя, он не дает разносторонней подготовки.
Что касается прогнозов на ближайший год, то они не могут быть однозначными, поскольку любые позитивные тренды можно превратить в их полную противоположность в случае их формализации. И здесь необходимо взаимодействие органов управления образованием с экспертным сообществом, представители которого работают «на земле».
Нельзя забывать о том, что все живое растет снизу, и к мнению практиков следует прислушиваться.
Еще очень важно не впадать в крайности.
В последнее время часто говорят о преимуществах советской школы, в которой действительно было много хорошего. В том числе фундаментальный подход в математическом и естественно-научном образовании, что же касается гуманитарных дисциплин, то в них было много идеологической лжи. Но жизнь идет вперед, и наши дети во многих вопросах разбираются не хуже их западных сверстников, но показывают весьма посредственные результаты в международном исследовании PISA.
Они не умеют применять свои знания в нестандартных ситуациях, что свидетельствует о недостаточном компетентностном подходе в нашем образовании.
То есть нам надо сохранить баланс между традициями фундаментального образования и современными тенденциями.
Еще одна опасность – это ставка на цифровизацию образования.
Я никого не зову в пещерные времена, но надо понимать, что за всеми технологиями стоит личность широко образованного учителя.
Поэтому в любую эпоху мы должны вкладываться в развитие и совершенствование кадров.
Напомню слова Ушинского о том, что «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
И это главное направление, в котором мы должны двигаться сегодня и в будущем.