«Кто повесил Луну на небо?» – требует разъяснений малыш. Для него «почему» равноценно «по чьему… велению». Но, вероятно, и человек впервые обратил внимание на луну, когда она осветила перед ним ночной путь, и воспринял лунный свет как чью-то помощь, как «личное обращение» к нему.
Человеческий взгляд на мир формировался именно так. В зависимости от потребностей и целей людей в его фокус постепенно вовлекался весь мир. Люди искали в нем то, в чем нуждались. А то, в чем нуждались, «опознавали» и осознавали только тогда, когда находили. Если не находили – создавали заново, опять-таки видя созданное ими же впервые. А сперва – просто вообразив. Творчество – это когда вопрос «как это возможно?» задается раньше вопроса «что это такое?».
Глаз узнает последним! Парадокс, но это так.
Мы не летаем, писал Осип Мандельштам, мы лишь поднимаемся на те башни, которые сами же и возвели. И все же с этих посильных нам башен мы робко взлетаем чуть выше, с них, дворовых детских горок, всматриваемся в звезды.
И чего-то начинаем смыслить в устройстве мироздания только потому, что и свои детские горки строили по его законам, вначале не подозревая об этом. Как тот же ребенок складывает кубики по законам механики. Одновременно выкладывая мир. В котором есть место, где и кому повесить Луну.