Экспертное мнение // Колонка

Три правовых проблемы дополнительного образования детей

С 2014 года в России реализуется Концепция развития дополнительного образования детей, однако ни в самой Концепции, ни в документах, принятых в последующие годы, не обозначены и не поставлены в повестку дня три правовых проблемы.

 Три правовых проблемы дополнительного образования детей
Фото: educationmanagers.ru

Проблема 1

В российском законодательстве не установлено никаких государственных или муниципальных гарантий на общедоступное и бесплатное дополнительное образование детям. А значит, нет правовых оснований для установления соответствующих расходных обязательств в региональных и местных бюджетах. Вместе с тем и регионы, и муниципалитеты планируют и расходуют такие средства. При этом федеральные органы власти ведут регулярный мониторинг охвата детей услугами дошкольного образования и ставят задачи об увеличении данного показателя.

В частности, в 2019 году поставлена задача создания миллиона новых мест и обеспечения доступности дополнительного образования для всех детей.

Сложившаяся ситуация – очевидная правовая коллизия, разрешить которую необходимо в первоочередном порядке.

В противном случае мы можем столкнуться с ситуацией, когда при отсутствии средств в местных бюджетах муниципальные системы допобразования могут остаться без средств к существованию.

При этом главы и представительные органы власти муниципальных образований, которые примут такие решения, с правовой точки зрения будут абсолютно правы.

Проблема 2

В Приказе Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и заменившем его Приказе Минпросвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 с аналогичным названием установлено шесть направленностей программ допобразования: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, которые:

– не могут обеспечить адаптацию к жизни в обществе и профориентацию детей, как того требует статья 75 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

– не коррелируют с современными тенденциями в трансформации образования, которые, например, описаны в международном докладе «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра», подготовленном НИУ «Высшая школа экономики».

Например, в установленные шесть направленностей «не вписываются» программы финансовой и правовой грамотности, участия в местном самоуправлении, грамотности в области здоровья, основы самозанятости и предпринимательства и даже программы по добровольчеству!

Очевидно, проект «Билет в будущее» и Кванториумы, которые сегодня активно продвигаются в регионы, внесут лепту в профориентацию детей, но они в основном направлены на удовлетворение интересов личности, то есть на «хочу» и в лучшем случае на «могу».

Однако для эффективной профориентации исключительно важным является «надо».

Одним словом, федеральный перечень направленностей программ допобразования необходимо расширить, а лучше наделить субъекты федерации полномочиями по формированию своего перечня, исходя из потребностей жителей и органов власти регионов.

Проблема 3

Система персонифицированного финансирования, которая не первый год внедряется в ряде регионов страны, направлена на привлечение немуниципальных поставщиков к оказанию бюджетных (финансируемых из бюджета) услуг допобразования детям. Вместе с тем непонятно как решается эта задача в регионах и муниципалитетах, если в статьях 8 и 9 Федерального закона 273-ФЗ установлено, что:

– к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации»;

– к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится «организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях».

Очевидно, при существовании этих норм оплата из бюджета сертификатов за услуги допобразования детей, которые оказаны негосударственными (немуниципальными) поставщиками – это нецелевое расходование бюджетных средств со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И это тоже правовая коллизия, которую надо срочно разрешать путём корректировки данных правовых норм.

Представляется, что Министерство просвещения РФ должно поставить в повестку дня решение перечисленных выше проблем. И чем раньше, тем лучше.




Новости





























































Поделиться