Из всех «международных дней», установленных ООН (в общей сложности их порядка 180), День защиты детей всегда казался мне самым странным. Может быть, потому, что его принятие в 1950 году совпало с моим поступлением в школу: дома меня шутливо поздравляли с «моим праздником», а я недоумевал, как можно говорить о защите детей и одновременно куда-то их «записывать и отдавать». А потом, поскольку этот день приходится на конец учебного года, я долгое время искренне считал, что открывающиеся им летние каникулы и есть торжество той самой ежегодно провозглашаемой защиты детей.
С тех пор я несколько повзрослел, могу даже рассказать предысторию и историю возникновения этого дня, но казаться странным он мне не перестал. Ведь, если говорить серьезно, введя его в свой глобальный календарь памятных дней, человечество в лице своей взрослой части признало свою самоубийственную уязвимость: оно фактически расписалось в том, что не в состоянии защитить свою «детскую часть» от своей «взрослой части». Ведь от кого в современном мире больше всего страдают дети? Риторический вопрос!
Если иметь в виду все невидимые миру детские слезы, то в девяноста процентах случаев – от собственных родителей! Поэтому какой уж тут праздник…
А если касаться истории, то у колыбели Международного дня защиты детей стояли две мировые войны. Правда, первой из них, и то весьма опосредованно, мы обязаны только датой будущего дня: случайным образом 1 июня 1925 года хронологически и, так сказать, содержательно совпали два события, происшедших на противоположных сторонах планеты: в Женеве – первая международная конференция, рассматривающая насущные проблемы благополучия подрастающего поколения, и в Сан-Франциско, где китайский генеральный консул отыскал ребятишек, лишившихся родителей, и организовал для них национальный праздник Дуань-у (Фестиваль драконовых лодок). Так в «международной памяти» первый день лета оказался связанным с темой детства.
Впервые День защиты детей был отмечен четверть века спустя, 1 июня 1950 года, по призыву Конгресса международной демократической федерации женщин.
Приуроченные к нему мероприятия прошли тогда в 51 стране. Целью организаторов было привлечь внимание к недетским проблемам тех, кто не может постоять за себя самостоятельно. Речь в тех условиях шла прежде всего о том, как сохранить мир, как защитить детей от голода и войны. Далее инициативу подхватила ООН: в 1959 году ею была составлена Декларация прав ребенка, а еще через 30 лет, в ноябре 1989 года, принята Конвенция о правах ребенка – главный документ, определяющий обязанности государств перед детьми. В 1990 году она вступила в силу на территории СССР.
И вот прошло еще без малого тридцать лет. Человечество вступило в эпоху антропоцена мы действительно стали «царями природы»: отныне человек оказывает доминирующее влияние на окружающую среду и климат. Нетрудно угадать новый риторический вопрос, который напрашивается в этом контексте: кто оказывается самым уязвимым? Ответ очевиден. Его подтверждает беспристрастная медицинская статистика: в нашей стране «практически здоровым» считается едва ли только не каждый десятый ребенок школьного возраста. Ситуация на планете в целом, думаю, не лучше.
Пусть для детей 1 июня будет праздником. Для взрослых же – это день напоминания о трагическом неблагополучии тех, кого мы «больше всех любим»: в семьях с негодными родителями, в детских домах с негодными воспитателями, в поселках и городах с отравленной атмосферой.
Впрочем, все эти негодные родители, негодные воспитатели и экологические преступники – и в общем-то совсем недавно – сами тоже были детьми, а потом и выпускниками общеобразовательных школ. И мы их учили и воспитывали.
…Знаете, я бы назвал 1 июня Международным днем ахиллесовой пяты рода человеческого.