Родители // Статья

Родителей в школу не вызывают, они сами приходят

  • 22 мая 2019

Родителей в школу не вызывают, они сами приходят
Фото: rhs-hannover.de

Еще недавно, лет 10–15 назад, родителей в школе можно было увидеть только на собраниях. В наши дни всё изменилось: образовательные учреждения живут по принципу открытости, активно привлекая пап и мам к образовательной и учебной деятельности, совместному творчеству с детьми. Да и собрания в привычном виде себя изжили: информацию об успеваемости и успехах ребенка можно узнать через электронные носители или напрямую от учителя, в чате класса. С мамами и папами общаются теперь иначе. В школе № 2065, например, вот уже два года работает «Родительский клуб». Результатами все довольны.

По словам директора школы № 2065 Наталии Файдюк, когда возникла идея клуба, цель была одна – познакомить детей с миром профессий их родителей, но проект по профориентации довольно быстро из первоначальных рамок вырос. «Мы выяснили, что у нас много родителей с необычными профессиями, богатым жизненным опытом, которым они готовы делиться не только со своими детьми, но и со школьниками, – говорит Наталия Файдюк. – На самом деле, когда передача знаний идёт не через учителя, дети воспринимают информацию чуть-чуть по-другому».

Если в самом начале родители приходили рассказать о своей работе, то теперь проводят полноценные занятия – мастер-классы и интерактивные практикумы. К второклассникам в гости пришли папы-спасатели и рассказали о правилах безопасного поведения дома и на улице, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми, как быстро успокоиться в экстренной ситуации, суметь противостоять панике, а также что предпринять во время пожара. Занятие прошло в классе и на спортивной площадке у школы, где каждый показал, как усвоил урок и что нужно делать во время ЧП.

На тему безопасности дома и на улице для дошколят занятие провел папа-участковый. Дети из группы «Елочка» ответили на вопросы гостя и поделились историями из своего личного опыта.

«У нас побывали родители самых разных профессий, кажется, уже нет специалистов, которые бы к нам ещё не приходили! – говорит Наталия Файдюк. – Мамы-стоматологи обучали правильно чистить зубы и ухаживать за полостью рта. Мамы-парикмахеры учили делать причёски, и все дети, включая мальчиков, с энтузиазмом включались в процесс. Наши встречи из бесед по профориентации превратились в образовательное событие. Дети учатся чему-то новому у родителей».

Общаясь, дети и родители взаимно обогащают друг друга, так что процесс оказывается обоюдным. Дети осваивают новые знания и навыки от своих и чужих родителей, узнают, что у других пап и мам могут быть совершенно разные профессии, совсем не такие, как у их. В гостях у школьников младших классов была мама-реконструктор и рассказала, как создает исторические костюмы на военные темы. Приходили мамы-авиадиспетчеры, стюардессы, ракетостроители, а мамы-агрономы показали, как готовить почву к посеву и бороться с вредителями, ухаживать за культурами и собирать урожай. На занятии мальчики и девочки сумели попробовать себя в роли агрономов и посадили свои первые растения. Были мамы-домохозяйки, которые учили шить, вязать, печь пироги и торты, варить борщи. Детям было интересно! «Наши домохозяйки не выпадают из процесса, – резюмирует Наталия Станиславовна. – Они больше проявляют себя в творчестве: поют с детьми, танцуют, проводят мастер-классы по ручному труду и кулинарии».

Родителям такие встречи много дают. Прежде всего, это возможность понять, как и чем живет современная школа, какие сейчас школьники, и, общаясь с чужими детьми, они лучше понимают своих. Еще один важный момент: родители много времени проводят на работе, тратят время на гаджеты (ничуть не меньше, чем их дети), а этот проект позволяет им стать ближе к детям, образованию, посмотреть под другим углом на жизнь, понять, что кроме работы и интернета есть что-то другое.

К тому же у некоторых родителей после заседаний клуба возникла потребность попробовать себя в роли учителя, и они пришли работать в школу педагогами или воспитателями. Все без исключения меняли своё отношение к профессии учителя и роли школы в воспитании детей.

«Родительский клуб» – это не только образовательные занятия, но и уроки доброты, поддержки и взаимопомощи. В День всемирного распространения информации об аутизме ученики автономного класса провели музыкальную перемену с ребятами из обычного класса, вместе играли, потом обменялись сюрпризами – воздушными шариками и наклейками, вместе провели время в сенсорной комнате, а с помощью «Родительского клуба» и тьюторов нарисовали большой плакат дружбы. Главный вывод занятия: все мы разные, но доброта и понимание нас объединяют.

«Встречи в “Родительском клубе” несут большую воспитательную нагрузку, причём взаимную, – считает Наталия Файдюк, – все воспитывают друг друга. Современные дети – совсем другие, более мудрые, чем их родители в том же возрасте, знают больше, лучше социализированы. Поэтому общение родителей с детьми “напрямую о хорошем” воспитывает обоих. Например, есть мамы, которые прекрасно вяжут и шьют, но с компьютером у них беда. Пообщавшись не только со своим ребенком, но и с его одноклассниками, они начинают понимать, что мир уже совсем другой…»

Недавно к работе «Родительского клуба» подключились и бабушки: они читают детям сказки. «Сказка от бабушки – это очень правильная история, – уверена директор школы № 2065. – Не во всех семьях люди старшего поколения проживают вместе с младшими. Не у всех вообще бабушки-дедушки живы. Когда бабушка читает сказку, а дети садятся на ковер вокруг нее и слушают, она же не только воспроизводит текст – она передает им свою мудрость, делится жизненным опытом – это очень важно!»

«Родительский клуб» – это возможность рассказать о своих увлечениях. Так, один папа провел мастер-класс по изготовлению фигур из воздушных шаров и познавательными историями об их происхождении, а мама-кохлеофил, которая занимается разведением улиток, со знанием дела рассказала одноклассникам сына-первоклассника, что любят улитки, как за ними ухаживать и какая от них польза. Дети узнали, что целебная слизь моллюсков помогает заживлению ран и омолаживает кожу. После встречи многие ребята захотели завести дома питомцев с домиком на спине.

«Графика проведения встреч “Родительского клуба” нет, – говорит Наталия Файдюк. – Не хочется формализовать доброе начинание. Примерно раз в неделю родители предлагают тему классным руководителям или воспитателям, а те назначают время и дату».

А еще в рамках «Родительского клуба» проходят творческие акции – совместные концерты, где дети поют и танцуют вместе с родителями, и спортивные мероприятия, где папы и мамы с детьми сдают нормативы ГТО, участвуют в матчах по футболу, баскетболу или волейболу.

Светлана Михайлова





Новости





























































Поделиться