Для пишущих это мероприятие длится около часа. Я как волонтер посвятила ему целых два дня.
13.04. День первый
Я приехала за час, чтобы успеть погулять вокруг здания Лицея на Цветном. Одно из самых уютных, в центре, с большими окнами, совсем рядом с зеленым сквером – идеальное место для проведения субботнего утра, плавно перетекающего в день. Настроившись на положительную волну, я улыбнулась себе и открыла дверь аудитории, где в скором времени должен был начаться Тотальный диктант.
Подготовка не заняла много времени. Волонтерам необходимо было расклеить по зданию Лицея стрелочки-указатели (чтобы никто не потерялся) и ожидать людей. Ближе к назначенному времени стали подходить те, кто решился проверить сегодня свою грамотность. Каждому полагался набор из ручки, листка, наклейки, инструкции и значки с Маяковским или Ремарком на выбор (первый пользовался поразительной популярностью).
Меня восхитило, что большинство пишущих составляли не школьники и даже не студенты, а взрослые и даже очень взрослые люди.
Удивительно, что спустя годы после окончания школ и университетов они вновь сели за парты, чтобы написать диктант и получить оценку.
Пустых мест становилось все меньше. Вскоре их не осталось вовсе. Я тщательно пересчитала всех участников три раза (чтобы наверняка, статистика все же дело серьезное). Диктант начался.
На нашей площадке было два человека, которые читали диктант: программный директор радио «JAZZ» Михаил Иконников и актер, телеведущий Вадим Эйленкриг. Никто не пытался списать, все внимательно слушали текст. Одним словом, все прошло четко и организованно. В конце волонтеры собрали работы, нас миллион раз поблагодарили за проведение диктанта.
Первый день закончился, аудитория опустела. Официально можно было перестать улыбаться. Но никто почему-то не переставал. Наверное, потому что работа с людьми питает энергией. Даже если внутренние ресурсы на исходе, даже если не хочется улыбаться – волонтерство в итоге всегда дает больше сил, чем забирает.
14.04. День второй
Я снова приехала за час до начала. К сожалению, не из-за того, что хотела погулять. Проверка работ осуществлялась в корпусе Вышки на Шаболовке – самом запутанном здании из всего вышкинского «города». Часа мне хватило на то, чтобы исследовать несколько корпусов Шаболовки и найти дорогу в тот, что нужен мне.
Проверяющим выдали работы, красные ручки и сам текст. Мне сразу бросилось в глаза, что вариативность написания некоторых предложений достигала девяти позиций! С некоторыми, признаюсь, я откровенно не согласна. Например, я считаю, что между личным местоимением и существительным тире ставить нельзя. Однако в тексте диктанта это за ошибку не принималось.
Мне показалось, что при таких условиях получить «пятерку» было не очень сложно (если, конечно, выделять «возможно» запятыми с двух сторон, чего многие почему-то не делали). Тем не менее пятерки были, но не в огромном количестве. Притом что нам доверялась только первая проверка. Работы должны были проверяться три раза, каждый раз все более придирчиво и уже другими экспертами.
Время, которое проверяющий был готов потратить, вооружившись ручкой с красной пастой и склонившись над листами, каждый определял для себя сам.
После трех с половиной часов я заметила, что знаю диктант наизусть и внимание начинает несколько рассеиваться. Тогда я решила, что для первого опыта проверки этого хватит.
Мне выдали грамоту с благодарностью за помощь в проверке Тотального диктанта. В качестве приятного бонуса прилагался сертификат на 1000 рублей в «Лабиринте».
Несмотря на испортившуюся погоду, я шла по Шаболовке в прекрасном расположении духа.
Я посвятила волонтерству два дня своих выходных, причем в один из них пришлось проснуться даже раньше, чем в будние дни на пары. Но разве это то, что действительно важно? Мне кажется, в волонтерской работе главное удовольствие получаешь от того, что смог стать полезным, помочь. Может, даже сделать мир чуточку лучше.
Виктория Тимошева