Качество образования // Тема дня

«Мы поможем армии контролеров войти в школу по полной программе»

24 апреля состоялось заседание президиума РАО, на котором обсуждался новый проект стандарта.

«Мы поможем армии контролеров войти в школу по полной программе»

Дискуссия с самого начала обещала быть бурной, поскольку в зале собрались непримиримые оппоненты стандартизации по-министерски, в том числе главный из них – академик РАО, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов.

«Мы похожи на расстрельную команду»

Вступительное слово было предоставлено статс-секретарю, заместителю министра просвещения Павлу Зеньковичу.


Статс-секретарь, замминистра просвещения Павел Зенькович рассказал о задачах новых ФГОС

Он отметил, что, дорабатывая стандарты, министерство решало ряд разноплановых задач – от установления единого образовательного пространства («от Камчатки до Калининграда и от Мурманска до Северного Кавказа») и уточнения требований к условиям обучения.

«До сих пор единственным документом, регламентирующим содержание образования, являются пресловутые КИМы для государственной итоговой аттестации. Но неправильно, когда хвост виляет собакой. Поэтому содержание, заложенное в стандарты, теперь станет базой для создания примерных основных образовательных программ», – сообщил Павел Зенькович.

И добавил, что «Стандарт является также инструментом для всех контрольных и проверяющих органов».

Произнеся столь непопулярную фразу, первый замминистра заметил: «Мы здесь похожи на расстрельную команду», но в оправдание перечислил те прогрессивные меры, которые намерено предпринять ведомство: это обеспечение вариативности, снижение бюрократической нагрузки на учителя, сокращение количества часов на каждой ступени обучения с учетом введения пятидневных учебных недель и триместров во многих российских школах.

«Мы еще будем выявлять метапредметные результаты, мы еще будем спорить с представителями разных точек зрения по конкретным предметам», – пообещал чиновник, добавив, что «благодаря этим ФГОС произойдет качественный прорыв».

Однако большинство академиков не разделили эту оптимистичную позицию.

В стороне от прогресса

Так, член-корреспондент РАО Михаил Левицкий, представивший сводный экспресс-анализ нового проекта ФГОС на соответствие поручениям президента, констатировал, что сокращение учебной нагрузки в основной школе на 350 часов «не решает проблемы, поскольку загоняет болезнь внутрь организма». Просто прежний объем содержания образования будет втиснут в меньшее количество часов, а недостающее время будет компенсироваться за счет внеурочной деятельности.

Академик РАО Михаил Левицкий считает, что в стандартах нет пространства для вариативности

Кроме того, он указал на отсутствие «пространства для вариативности из-за жесткой структуры стандарта и большого количества обязательных требований».

«Сохранение единого образовательного пространства – это, конечно, важная задача, но право образовательных организаций менять те или иные предметы по годам обучения практически сведено на нет – так же, как и те свободы, которые даются школьнику», – подчеркнул ученый.

Он констатировал тот факт, что последнее поручение президента от февраля 2019 года об «обновлении федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ, в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» ни в концептуальном, ни в предметном виде в этом ФГОСе не присутствуют.

Алексей Семенов обратил внимание на архаичность ФГОС, поскольку в них нет упоминания о цифровых технологиях.

По его мнению, изучение математики, да и любого другого предмета, без применения информационных технологий – это абсурд.

И еще один важный момент, о котором нельзя не сказать особо.

В своем выступлении Павел Зенькович отметил, что, в отличие от второго поколения стандартов 2009-2010 годов, Министерство просвещения планирует вводить очередные ФГОС не как новые, а как изменения в действующие. Если нынешние стандарты вводились поэтапно, с начальной школы, то в случае принятия нынешней версии в 2019 году, в 2020-м итоговая аттестация в 9 классе будет строиться по новым правилам.

«Следовательно, вопросы ГИА за 5 класс будут задаваться по этим измененным стандартам, - пояснил Игорь Реморенко.- А это, в свою очередь, означает, что произведения литературы, которые дети "не проходили", теперь могут начать спрашивать. Аналогично - исторические события по истории и т.п.»

По мнению ректора ведущего педагогического вуза, это может создать серьезную правовую коллизию и проблемы для учителей и школьников.

Один из главных выводов обсуждения состоял в том, что стандарт не имеет отношения к развитию, индивидуальным траекториям обучения, научно-техническому прогрессу и борьбе за вхождение в топ-10 ведущих стран мира в сфере общего образования. Иными словами, проект ФГОС входит в противоречие с соответствующими поручениями президента. Его главная цель – контрольно-надзорная функция.

Не случайно в числе разработчиков – сотрудники ФИПИ и Рособрнадзора.

Да и Павел Зенькович не скрывал, что «стандарт является также инструментом для всех контрольных и проверяющих органов».

«К нам едет ревизор!»

«В этих стандартах контроль преобладает над развитием, – заявил в своем выступлении Александр Асмолов. – Благодаря этому у нас будут плодиться контролеры и репетиторы. Мы поможем армии контролеров войти в школу по полной программе. И ситуация “К нам едет ревизор” станет ключевой в нашем образовании».

Также он отметил полный отказ данной версии ФГОС от действующей.

«Перед нами не переработка стандарта, а резкая смена его идеологии, – отметил ученый. – Нет системно-деятельностного подхода, выкинуты универсальные учебные действия, полностью потеряны личностные и метапредметные результаты образования».

«Это поворот образовательной политики России на 180 градусов назад, который грозит образовательным дефолтом», – заключил Александр Асмолов.

«Унификация – это шаг в сторону Северной Кореи», – поддержал коллегу научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Он напомнил, что даже в советской школе было 13 базисных учебных планов, и дети без проблем переходили из одной школы в другую.

По его мнению, это стандарт не консенсуса, как отмечалось в одном из докладов, а компромисса.

«Ну что ж, компромисса достаточно», – согласился Павел Зенькович.

Единственным утешительным призом в адрес министерства стало признание учеными того, что нынешняя версия ФГОС лучше прошлогодней, которая вообще не выдерживала никакой критики.

Завершая заседание, президент РАО Юрий Зинченко отметил, что это был первый обмен мнениями и теперь задача ученых – подготовить конкретные предложения по доработке проекта стандартов.

Согласно постановлению правительства от 12 апреля 2019 года № 434, РАО назначена ответственной за экспертизу ФГОС.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube