Экономика // Статья

Зарплаты учителей и правила их начисления

О том, каким образом сегодня начисляется заработная плата учителей, почему Кабмин предупреждает о недопустимости ее снижения в регионах и в силу каких причин она не может быть одного размера от Камчатки до Калининграда, – в материале «Вестей образования».

Зарплаты учителей и правила их начисления
Фото: delosmi.ru

Решением правительственной трехсторонней комиссии, координатором которой является вице-премьер РФ Татьяна Голикова, 25 декабря утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений, которые непосредственно касаются и школьных педагогов.

Составные части

Заработная плата школьных педагогов состоит из двух частей – базовой и стимулирующей. В базовую часть входит базовый оклад, который не может быть ниже МРОТ в регионе, компенсационные выплаты (за вредные и опасные условия работы, тяжелые климатические условия, выполнение сверхурочных работ и др.) и выплаты за дополнительную работу: классное руководство, заведование кабинетом, руководство методическим объединением и т.п.

Стимулирующие выплаты обычно полагаются за результаты и виды работ, которые не входят в должностные обязанности; это могут быть высокие показатели и достижения как школьников, так и самого педагога.

Например, их можно получить за участие и призовые места учеников в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях или за участие в профессиональных конкурсах, а также проведение и подготовку учителем каких-то крупных мероприятий в школе, для школы, муниципалитета или региона. За редким исключением стимулирующие выплаты составляют 5–10% от общего размера зарплаты.

«Эти правила едины для всех, однако размер всех выплат сильно разнится в зависимости от региона; так, за классное руководство в одном субъекте можно получить 500 рублей в месяц, а в другом – до 12,5 тыс., примерно столько в Москве», – сказала «Вестям образования» аналитик Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Светлана Попова.

Она пояснила, что образовательные учреждения в России сами устанавливают систему оплаты труда на основании той, которая принята в муниципалитете, поэтому в разных регионах стимулирующие выплаты также отличаются как размером, так и показателями, за которые они начисляются. Кроме того, в некоторых регионах практикуются доплаты молодым педагогам, при этом это могут быть и разовые подъемные, и доплаты в течение двух-трех лет, чтобы они могли относительно выровняться с другими преподавателями в плане заработка.

Рекомендации на 2019 год

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое прошло в правительстве 25 декабря, были утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в следующем году. Согласно документу, региональные власти не должны допустить снижения уровня зарплаты работников образовательных учреждений, достигнутого в 2018 году, определяемого на основе данных Росстата.

«Снижение базовой части заработной платы не может быть по закону. Скорее снижение заработной платы может быть за счет стимулирующих выплат, которые выплачиваются нерегулярно, – считает Попова. – Вероятно, эти рекомендации помогут удержать заработную плату педагогов на достигнутом уровне.

Когда в 2012 году майским указом президента была поставлена задача по достижению средней заработной платы педагогов не ниже 100% от средней по региону и это было на контроле правительства РФ, субъекты России каждый квартал отчитывались о достижении показателя заработной платы, и им приходилось тем или иным способом искать способы ее повышения».

Поскольку в майском указе 2018 года уже нет акцента на заработную плату, то есть риск, что регионы расслабятся и перестанут контролировать уровень заработной платы, считает аналитик. Поэтому напомнить им, что она не должна снижаться – это правильно. Другое дело – насколько это удастся. Ведь в регионах заработная плата снижается не по желанию властей, а потому что у регионов не хватает финансовых средств. Когда они исполняли майский указ 2012 года, то Минфин выделял определенные средства на то, чтобы обеспечить достижение заработной платы, сейчас этого нет. Соответственно вопрос, откуда взять деньги на повышение, остается», – рассуждает Попова.

Дифференциация зарплат в регионах

В августе 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что по итогам первого полугодия средняя зарплата школьного педагога в России составила 42,2 тыс. рублей. При этом целевой показатель в 100% от средней заработной платы по региону достигнут во всех субъектах РФ.

Тем не менее сегодня уровень дохода учителей может разниться в пять-шесть раз в зависимости от субъекта.

«Заработная плата учителя привязана к средней по экономике региона, и это означает, что и в регионе соответствующие зарплаты. Если сделать так, чтобы во всех субъектах зарплаты были примерно на одном уровне, то у нас получится ситуация, которая была в 90-е годы, когда в более благополучных регионах была катастрофическая нехватка учителей. Доходы педагогов были везде примерно одинаковы, и в небогатых регионах она зачастую превышала заработную плату в других отраслях и этим создавала привлекательность работы в школе, а в наиболее развитых и финансово относительно благополучных – гораздо ниже, что в последних приводило к оттоку педагогов из системы образования. И это повторится сейчас, если доходы уравнять. Поэтому тут нужны системные меры как на уровне страны, так и на уровне регионов, чтобы региональная экономика развивалась и заработная плата в целом в субъектах росла», – заключила эксперт.



Новости





























































Поделиться