Сегодня уже трудно назвать сферу общественной жизни, к которой еще не попытались примерить такие громкие слова, как «блокчейн», «цифровой след» и «большие данные». Все вокруг меняется с немыслимой скоростью. Профессии, о которых мы говорили пару лет назад, уже не востребованы. Ценность знаний сменяется ценностью универсальных навыков и компетенций. Крупнейшие компании перестают требовать от соискателей дипломы.
Школа теряет монополию на образование – ребенок переходит из школьной системы в «образовательную экосистему».
Он становится субъектом образования, строит свой образовательный маршрут, решает, чего он хочет и где это можно получить. Более того, он уже знает, что сможет полностью менять сферу своей деятельности каждые два-три года.
Любая система, не учитывающая внешние условия, обречена на гибель. Ведь зачем производить результат, который никому не нужен?
О чем нам говорят традиционные системы оценки качества образования? Дают ли они нужную обратную связь заказчику образования и другим субъектам? Можно ли им доверять в современном мире, в котором все меняется ежеминутно?
Сегодня бал правят данные. 90% всех данных, которые мы имеем сегодня, были созданы за последние три года.
С помощью данных мы можем оценивать и прогнозировать поведение человека в цифровой среде. Анализируя цифровой след, мы можем говорить о том, что из себя представляет человек, что ему нравится, какие действия он совершит через определенное время, в чем он может быть заинтересован, кто является его ролевой моделью, и о многом другом. Мы можем строить паттерны его поведения, анализировать его опыт взаимодействия с различными явлениями, объектами, процессами, людьми. Также мы можем анализировать его образовательные результаты. И в отличие от традиционных систем оценки качества образования, мы можем делать это в реальном времени. Мы можем оценивать качество и результативность образования, не подвергая детей травмирующим оценочным процедурам, оценивая реальные результаты, возникающие «здесь и сейчас».
Переход от «корочек» к портфолио – общемировая тенденция.
Поставщики образовательных услуг и работодатели предпочтут красному диплому доказательство приобретенных навыков и компетенций, реализованных проектов, релевантных для конкретной должности. Но сам смысл портфолио в том, что мы включаем в него те результаты, проекты и продукты, которые мы сами считаем нужными. Так как же соблюсти баланс между «цифровым следом» и субъектностью ребенка в оценке? Это один из актуальных вопросов проектирования образовательной экосистемы, позволяющей работать с «большими образовательными данными» здесь и сейчас.
В рамках «Недели образования», которую проводит Московский международный салон образования (ММСО) 12 апреля 2019 года Институт проблем образовательной политики «Эврика» собирает клуб «Портфолио вместо ЕГЭ», цель которого – обсуждение и проектирование цифровой экосистемы, позволяющей осуществлять эффективное оценивание образовательных результатов с использованием новых технологий.
Ведущие эксперты в сфере образования и цифровых технологий, представители бизнеса и государственной власти, педагоги и руководители образовательных организаций соберутся за одним столом и обсудят актуальные вопросы перехода к новым инструментам оценки.
Приглашаем вас принять участие в работе клуба 12 апреля с 15.00 до 17.00 на площадке 75 павильона ВДНХ, в зале Луначарский.
Зарегистрироваться на мероприятие можно бесплатно на сайте или на странице мероприятия на фейсбуке.