Данные НИУ ВШЭ указывают на то, что уже через 5 лет у международных онлайн-курсов будет 200 миллионов слушателей. Как это затронет жизнь университетов? Об этом рассказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в интервью «Российской газете».
«Онлайн-курсы – это только одна, наиболее простая и консервативная форма включения цифровых технологий в образование» – выразил свое мнение Кузьминов. По мнению ректора НИУ ВШЭ, настоящую образовательную револцию произведут системы, которые основаны на искусственном интеллекте.
Скорость развития и изменения знаний сегодня столь велика, что даже лучшие университеты не могут позволить себе иметь экспертов во всех областях. И с этой точки зрения, открытые онлайн-курсы (МООС) – решение проблемы. Они дают возможность получать знания от передовых ученых в любой точке мира, любом университете. Не менее важно, что МООС способы поддерживать и повышать мотивацию студентов при прохождении курса вопросами, заданиями и их оценкой за счет встроенных «роботов».
«Сегодня на лекции ходят все реже, причем во всем мире» – отмечает ректор Вышки.
Это связано с тем, как новое поколение воспринимает информацию и осваивает материал: они стремятся быстро и в понятном виде получить необходимые знания и «бегут» дальше. «Они, в отличие от моего поколения и даже от поколения 25–35-летних, уже не готовы просто слушать лектора. Им нужна немедленная обратная связь» – объясняет Кузьминов. Именно поэтому онлайн-курсы сегодня разбиты на блоки в 10–20 минут, состоящие из 10–15 видеофграметов лекций со встроенными вопросами.
По словам ректора, МООС предъявляют даже более жесткие требования к студенту, нежели привычные лекции и семинары offline.
Тем не менее, «семинары, конечно же, лучше вести в живую». Несмотря на развитую систему онлайн-образования в Вышке, основная форма работы – смешанное обучение, где МООС совмещают с простыми семинарскими занятиями.
Что касается законодательного утверждения онлайн-курсов как регулярного компонента образования, то их необходимо разрешить использовать на государственном уровне, сделать законным элементом, учесть в федеральном образовательном госстандарте.
Нельзя заставлять вузы в обязательном порядке вводить онлайн-курсы и заменять ими лекции, но нельзя и упускать возможность с их помощью сократить аудиторную нагрузку преподавателей.
На сегодняшний день Вышка представила 53 своих курса на НПОО (Национальная платформа открытого образования) и 91 на Coursera, как на английском, так и на русском языках. Общее число подписок на курсы ВШЭ за 2018 год – более 700 тысяч. Из них –десятки тысяч студентов из США, Западной Европы и Украины.
Сейчас в НПОО входят восемь учредителей: МГУ и СПбГУ, Физтех, ВШЭ и МИСИС, ИТМО, УрФУ, Питерский политех, МГТУ им. Баумана и СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Самарский университет, ТюмГУ и ТГУ. По мнению Ярослава Кузьминова, состав участников платформы должен расшириться «как минимум до 25 вузов» и НПОО уже рассматривает заявки от ведущих российских университетов.