Качество образования // Статья

Притчи, рассказы Драгунского и стихотворения Саши Черного — что еще смущает родителей в учебниках по литературному чтению?

И почему надо доверять автору и педагогу.

Притчи, рассказы Драгунского и стихотворения Саши Черного —  что еще смущает родителей в учебниках по литературному чтению?
Фото: cdn.u2.wrvc.co.uk

Меня как автора одного из учебников всегда волновал факт, почему некоторые родители неадекватно оценивают произведения классических и современных писателей и поэтов, выбранных мною для круга детского чтения.

Часто в мой адрес и адрес издательства приходят письма, в которых трепетные родители высказывают свои мнения о подборе произведений, просят исключить или добавить тексты для чтения в учебниках. В этой статье хочу объяснить некоторые важные составляющие, которые определяют концептуальные основы моей программы по литературному чтению. Надеюсь, это поможет родителям и педагогам определиться в верном выборе учебников.

Замечу, что мой учебник по литературному чтению для 14-х классов в настоящее время имеет гриф Министерства просвещения Российской Федерации: он входит в федеральный перечень учебников, рекомендуемых для использования в общеобразовательных учреждениях и даёт право любому педагогу работать по учебникам в начальной школе в любом классе нашей страны.

Один из примеров недоверчивого отношения родителей к тексту произведения - замечательный рассказ В. Драгунского «Что я люблю и чего не люблю», написанный с долей тонкого юмора, который прекрасно понимает каждый ребёнок. Родители думают иначе. Так бывает.

Однажды в очередном письме было указание на строчки рассказа, которые предлагалось срочно исключить из авторского текста. Вот они: «Чего не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света. Ещё не люблю, когда приходят гости, вставать на стул и читать стихи».

Родитель посчитал, что его ребёнок не должен изучать предложенное в учебнике произведение, потому что автор «нападает» на благородную профессию стоматолога. А про чтение стихотворений на стульчике и вовсе было отказано. Папа считал, что «если ребёнка просят родители прочитать стишок, нельзя перечить взрослым». Такая анекдотическая ситуация получается: ребёнку очень нравится рассказ В. Драгунского, а родители почему-то запрещают его читать, советуя просто удалить некоторые строки из текста. Наверное, они совсем забыли о своих детских страхах, именно о них с юмором и честностью рассказывает главный герой произведения.

Самым сильным нападкам со стороны родителей подверглось стихотворение классика Саши Чёрного «Крокодил».

Читая стихотворение, ученики должны постараться в чтении передать оттенки разных настроений, для этого им предлагается найти самые интересные фразы, которые являются ключевыми не только в смысловом, но и в интонационном отношении. Стоит обратить внимание детей на те выражения, которые носят оценочный характер, создают общую тональность всего стихотворения: «я угрюмый крокодил»; «плачу, плачу целый день и дрожу от злости»; «к проклятым сторожам»; «негры сцапали меня». Безусловно, некоторые слова и выражения покажутся неприемлемыми для обычного общения. Но родители слишком серьёзно воспринимают юмор поэта и начинают негодовать против указанных фраз, не разобравшись в том, зачем их использует поэт.

Конечно, это приёмы, которые использует Саша Чёрный для убедительности переживаний крокодила. Как же иначе может говорить о своей судьбе такой страшный хищник?

Детям стоит знакомиться с разным мировосприятием. Ирония в данном случае не ожесточает читателей, а, наоборот, делает их сочувствующими.

Родителей часто настораживает использование в учебнике текстов А. А. Ахматовой, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого (повесть «Детство»), А. П. Чехова (рассказ «Ванька»), Ф. И. Достоевского (святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»). Странно, но взрослые считают, что произведения указанных представителей классической литературы слишком трагично и депрессивно воздействуют на душу ребёнка. Слишком взрослые темы ими поднимаются!

Все тексты, которые подобраны в учебных книгах для анализа и интерпретации, соответствуют возрасту учащихся начального уровня образования, кроме того, формируют самостоятельную личность, способную разбираться не только в комиксах, развлекательной детской литературе, но и в таких текстах, которые наполнены духовно-нравственным смыслом и представляют образцы словесного искусства разных времен.

Именно на такой текст хочу обратить внимание, поскольку он часто вызывает у родителей недоверие. Это известная всему просвещённому миру евангельская притча о Сеятеле (в пересказе Александра Меня).

Духовный стержень личности формируется на основе знакомства именно с подобными текстами. Способность мыслить и делать в жизни выбор важно показать «в примере» ученикам начальной школы, иначе будет поздно, поскольку перед подростковой школой стоят иные задачи. Притча представляет поучительный рассказ, содержащий иносказание (см. словарь В. И. Даля). Чаще всего родители сами не понимают глубокого смысла этой притчи. Одна мама, автор письма ко мне и издательству, человек с высшим образованием, некомпетентно и безосновательно заявляла, что этот текст «отбивает желание у ребёнка читать» .

Видимо, ей в жизни не приходилось встречаться с текстами высокодуховного содержания, в которых заключены глубокие жизненные смыслы, важные в первую очередь для формирования личности младшего школьника. Чем раньше ученик разберётся в глубоком значении слова, его добрых и злых намерениях, тем выносливее и бережливее он станет. Безусловно, притча имеет скрытый смысл, который и предстоит разгадать читателю. А разгадать его поможет педагог, который как раз и есть тот компетентный и думающий читатель, ему стоит доверять. В методическом пособии учитель найдёт ответы на вопросы, которые могут повлиять на формирование мнений недоверчивых родителей.

Притча в русской и зарубежной литературе – ведущий жанр, который в доступных формах раскрывает любому читателю суть его жизни, связанной с принятием или непринятием разных ценностей. Притча всегда трактовалась в образовании как важный источник формирования нравственных идеалов, поэтому данный жанр относят к текстам, культивирующим в душе ребёнка потребность совершать добрые поступки и учиться оценивать неверные жизненные шаги.

Вернусь к началу нашего разговора: какова задача учебника литературного чтения? Каким образом можно воспитать личность читателя, если не говорить о лишениях, проблемах в семье, разочарованиях, детских страхах, несбывшихся ожиданиях? Ведь литература даёт нам всем возможность сквозь призму авторского и читательского восприятия увидеть мир разным: и радостным, и грустным… Не стоит бояться сложностей! Их нужно уметь принимать и искать выходы из затруднительных ситуаций, которые происходят с персонажами, так похожими на нас… Литература не может быть постоянным шоу, праздником… Чтобы понять глубину произведений, точку зрения каждого автора, предлагаемого в моих учебниках, стоит очень сильно прилагать усилия, читать вдумчиво, делиться мнениями с другими, в том числе и с родителями. Порой наши дети знают намного больше нас. Наверное, стоит учиться доверять и автору учебника, и педагогу, умело преподающему столь важный и, правда, нелёгкий предмет – литературное чтение.

Если родителей не устраивает программа, по которой учится их ребенок, в настоящее время можно выбрать любую из многих программ по литературному чтению, допущенных к преподаванию в начальной школе. Заставить же «запретить данный учебник, который ничего обучающего не несёт» (дословно привожу фразу из письма одного родителя), не в компетенции родителя, поверхностно перелиставшего некоторые страницы.

Можно обратиться за помощью, методическими и психологическими рекомендациями к учителю, преподающему литературное чтение в школе.

Часто в письмах родителей прослеживается явная угроза в адрес автора учебника и издательства. В принципе во всём можно разобраться, получить грамотный ответ, прислушаться к мнению специалистов.

Мы все делаем общее дело – хотим, чтобы современные дети читали литературу. Хочется верить, что эта важная задача поможет объединить усилия наших родителей, школы и автора учебника – человека, который имеет полное право выбирать те тексты для исследования детьми, которые в полной мере реализуют его замысел, действительно развивают личность ребенка, формируют качества думающего самостоятельного читателя.



Новости





























































Поделиться