Департамент образования Самары обязал городские школы отказаться от использования иностранных почтовых и облачных сервисов и мессенджеров и перейти на почту Yandex и мессенджер ТамТам. Несмотря на то что рекомендации касались служебной переписки, в ряде школ от родителей уже потребовали отказаться от Viber – в Самаре именно этот мессенджер принят для родительских чатов. А инициатор запрета, глава департамента информационных технологий Самарской области Станислав Казарин, пообещал педагогам «проконтролировать» их переписку с родителями по «финансовым вопросам деятельности» школы.
Об инициативе городских властей стало известно из приказа, выпущенного директором самарской школы «Дневной пансион-84» Яковом Фишем. Он получил десятки репостов в социальных сетях, в основном с возмущенными комментариями.
«Александр Голанов:
– Вопрос, безусловно, риторический. Но всё равно интересно. Департаменту образования администрации городского (прости, господи!) округа Самара уже совсем нечем заняться? Всё добро нанесено? Финляндия, Великобритания и Канада с завистью взирают на успехи самарского образования? Ротшильды и Рокфеллеры обглодали локти, думая, как бы пристроить своих чад в школу-пансион № 84, и стёрли пальцы, тренируясь молниеносно заполнять в Кнопке форму заявки о зачислении?»
(В Самаре существует электронная форма записи в школу, при которой попасть в престижные школы можно только заполнив заявку за 40–50 секунд. И учителя, и родители называют ее просто «Кнопкой».)
Основанием для инициативы Фиша стал приказ департамента образования Самары от 18 октября (в Самаре и Тольятти школы находятся в муниципальном ведении, на остальной территории Самарской области – в региональном). Он, в свою очередь, был основан на рекомендациях департамента информационных технологий Самарской области. В одном из писем с такими рекомендациями в адрес муниципальных органов власти Самарской области ведомство прямо «рекомендует» им пользоваться мессенджером ТамТам.
Департамент информационных технологий аргументирует свою инициативу требованиями нацпроекта «Цифровая экономика» и его части, касающейся национальной безопасности.
Под «служебной информацией» ведомство понимает «служебные регламенты и записки». Зачем ими нужно обмениваться по мессенджеру, ведомство не уточняет.
«Рекомендации любого одного мессенджера – это нарушение антимонопольного законодательства. Как минимум должен быть выбор хотя бы из импортозамещённых продуктов, – считает директор АНО “Информационная культура” Иван Бегтин. – Кроме того, я лично против любых мессенджеров в школе, кроме тех, которые ученики собирают и устанавливают своими руками для изучения программирования и на базе открытого кода».
Под градом обвинений в ангажированности Станислав Казарин расширил круг рекомендаций до «любого отечественного ПО», внесенного в реестр Минкомсвязи. Зато выяснилось, что контроль коммуникации учителей с родителями департаменту информационных технологий тоже нужен, несмотря на то что первоначально рекомендации выдавались только в отношении служебной переписки в органах власти.
На специально созванном в понедельник 28 октября брифинге Станислав Казарин заявил, что «если речь идет об обсуждении домашнего задания, планировании поездки или экскурсии, то каждый вправе использовать абсолютно любой удобный мессенджер. Никаких ограничений тут нет. Но если школа продвинутая, если в сети обсуждаются вопросы, которые не предполагают публичной огласки, будь то характеристики ребенка или финансовые вопросы деятельности школы, то в этом случае мы будем настоятельно рекомендовать педагогам использовать только российские мессенджеры. И в следующем году мы будем стараться это проконтролировать», – цитирует Казарина правительственная газета «Волжская коммуна».
В самарских школах было много конфликтов, связанных с благотворительными взносами от родителей. Бывший директор самой престижной городской гимназии № 1 Любовь Картамышева больше года провела в статусе обвиняемой в получении взятки в размере 800 тыс. рублей за прием в школу двух детей. Деньги в итоге признали благотворительным взносом, Картамышева избежала уголовного наказания и сейчас работает директором детского сада. Хуже сложилась судьба директора другого популярного заведения, лицея «Престиж», Вячеслава Косырева. В отношении него по заявлениям родителей заведено 26 уголовных дел по фактам мошенничества – согласно позиции следствия, благотворительные взносы директор тратил бесконтрольно, отчетности по ним нет.
Инициативу самарских чиновников на своей странице в Вконтакте прокомментировало федеральное Министерство просвещения: «Минпросвещения России активно использует различные каналы коммуникации для общения с педагогами, родителями и учащимися..<...> Мы призываем и школы быть информационно открытыми, а не создавать искусственные рамки и ограничения, как это пытались сделать в самарской школе».
Федеральное Минпросвещения ведет свои коммуникации с публикой во ВКонтакте, Одноклассниках, Youtube и других соцсетях.
У самарских чиновников по воле губернатора Самарской области Дмитрия Азарова основной канал коммуникаций – Твиттер, который тоже попал в список «запрещенных иностранных сервисов» из письма департамента образования. В нем чиновники принимают жалобы и обращения и передают друг другу поручения на них реагировать, хотя формальный статус у таких поручений отсутствует.
Тем не менее сейчас у школ Самарской области нет единого домена, на котором они размещали бы свои сайты и заводили адреса электронной почты для служебной переписки. Школы должны сами покупать себе домены и создавать своими силами, учитывая только требования закона о размещении обязательных сведений (их, впрочем, тоже исполняют не все). Единственное, что может предложить Министерство образования – это хостинг сайтов, чтобы школы не оплачивали его самостоятельно. Пользоваться ресурсами серверов областного правительства на домене samregion.ru ни городскому департаменту, ни городским школам тоже никто не предлагал, сообщил ВО на условиях анонимности директор одной из крупных городских школ.
Официальный канал коммуникаций со школами у самарских родителей только один – «Электронный дневник». Местные власти активно его развивают и рекламируют. С 2014 года через эту систему можно записаться в школу, причем с 2017 года – только при условии авторизации через сайт Госуслуги. Министерство образования Самарской области описывает этот способ записи в школу как приоритетный: в длинной инструкции для родителей на сайте ведомства возможность личной записи в школу, без аккаунта на Госуслугах, упоминается лишь один раз. Формально можно обойтись и без цифрового паспорта Госуслуг, но во многих самарских школах дефицит мест – а шансы попасть в нужную школу при личной записи по сравнению с электронной ничтожны.
Но даже если родителям удалось записаться в школу без аккаунта на Госуслугах, в дальнейшем их возможности все равно будут ограничены – например, родитель может лишиться доступа к сведениям об оценках ребенка.
С 2019 года, как заявлял министр образования региона Виктор Акопьян, школы области должны «полностью перейти на электронные дневники», а наличие бумажных дневников и проставление в них оценок при этом остаются на усмотрение школы. Родителям или опекунам, у которых нет возможности пользоваться электронным дневником, чиновники предлагают самим приходить в школу и узнавать оценки ученика.
Несмотря на формально рекомендательный характер, письмо департамента образования стало прямым указанием для директоров школ. Многие директора, правда, не захотели обсуждать сложную тему – ведь фактически речь идет о цензуре личного общения учителей с родителями. Другие относятся к этому спокойнее.
Татьяна Сапунова, директор школы № 65:
– С 1 ноября в соответствии с письмом департамента образования мы переходим на ТамТам. Учительская группа там уже создана, родительские чаты тоже хотим вывести из иностранных сервисов. Информация до классных руководителей уже донесена, мы проводили совещание на эту тему. Эта рекомендация департамента для нас – шаг к действию.
Юлия Апухтина, Евгения Новикова