Директор «Школы будущего» (п. Большое Исаково Калининградской области) Алексей Голубицкий стал лауреатом конкурса «Лучший лектор», который проводит Всероссийское общество «Знание». В качестве задания необходимо было записать короткую лекцию до 20 минут. Мы сделали расшифровку этой лекции.
Предлагаю вам порассуждать на тему «Могут ли ученики, ещё находясь в школе, менять этот мир, или им необходимо сначала стать взрослыми?».
Меня зовут Алексей Голубицкий, я директор обычной муниципальной сельской школы. И сегодня я буду рассказывать с позиции руководителя проектов и исследований наших учеников, буду приводить примеры из нашей обычной жизни.
Мы привыкли воспринимать детей как скорее объект нашей заботы и внимания, и редко мы, взрослые, можем видеть в них субъект деятельности, тех, кто может предложить какую-то идею, которая нам не приходила в голову, предложить что-то такое, что может действительно изменить этот мир к лучшему.
В книге «Властелин колец» есть герои – маленькие человечки, хоббиты. Именно они помогли миру Средиземья спастись от надвигающейся беды. Но в самые критичные моменты, самые трудные, рядом появлялся их добрый, взрослый наставник, мудрый Гэндальф.
Но это в книге. А есть ли подобные истории в обычной реальной жизни?
Таким Гэндальфом для нас выступает Антон Семёнович Макаренко, который вошёл в историю педагогики тем, что не выбирал себе удобных учеников, а сумел с беспризорниками, с трудными подростками выпускать реальную продукцию, фотоаппараты ФЭТ, в то время сложную советскую технику. Эти фотоаппараты продавались в реальном мире.
Нам кажется, что его принципы погружения детей в сферу реального производства чего-то полезного, в сферу высокой технологии, особенно актуальны и в наше время.
Шесть лет назад мы с учениками в Калининградской области среди первых распаковали коробки с роботами, и я как педагог, разумеется, поинтересовался у ребят: «А какую бы мы могли поставить цель?» Они ответили, что на просторах интернета увидели, что есть такой чемпионат мира по робототехнике и они хотели бы собрать такого робота, который был бы по-настоящему интересен и полезен и мог бы представлять нашу страну на чемпионате мира.
Я понимал, что эта цель слишком амбициозна, и попытался их отговорить: посёлок Исаково и Сколково – это, конечно, похожие названия, но всё-таки у нас нет таких ресурсов и возможностей, поэтому давайте помечтаем о чём-то более реалистичном. На что они заметили: «Вы спросили – мы ответили, у нас есть такая цель».
Сказано – сделано. И мы начали идти по этому пути. Чемпионат в Калининградской области прошёл довольно быстро, мы были единственными его участниками, тогда ещё никто у нас в области так глубоко не погружался в робототехнику. Но на чемпионате России всё быстро стало понятно. К сожалению, не то чтобы за первое место, которое даёт право представлять нашу страну на чемпионате мира, но даже за предпоследнее нам бороться было очень сложно.
Расстроились, вернулись и не опустили руки, попытались что-то предпринять. И это было таким необычным решением обычной сельской школы.
Мы стали ресурсным центром. Мы научили очень многие школы вокруг, создали конкурентную среду для того, чтобы в Калининградской области было у кого учиться и с кем соревноваться. Научили более 40 школ и продолжили бороться.
Фактически мы применили такой метод бобров. Бобр – животное, которое в лесу довольно неуклюжее. У него короткие лапы, ему хвост мешает, и ему очень трудно передвигаться по земле, он может стать лёгкой добычей хищников.
И что он делает? Он затапливает своими ценностями, в данном случае водой, лес и живёт в комфортной для него среде.
Вот так примерно мы и поступили с робототехникой, чтобы не быть «белой вороной», единственными, кто в нашем районе этим занимается. И мне очень приятно сообщить, что три года назад впервые наша команда, состоящая из мальчишек нашего посёлка, победила на чемпионате России и представила нашу страну на чемпионате мира, где вышла в четвертьфинал и смогла достойно выступить не хуже сборной России по футболу.
Мечта о Париже, о чемпионате мира нашла своё воплощение. На этом ребята не остановились. Все полученные навыки они затем, как и завещал Макаренко, начали использовать в реальной жизни. Например, они сконструировали такой биопротез, который не только позволяет людям с ограниченными возможностями поднимать вещи, но и чувствовать температуру этих вещей. А один из наших робототехников придумал дождевую электростанцию, и насколько это было необычным решением!
Бывают солнечные электростанции, бывают ветряные, а почему бы не использовать энергию дождя, которая по водосточной трубе устремляется вниз? И в одно дождливое калининградское лето наш ученик сумел создать настоящую электростанцию и сделал это впервые в мире.
Это настолько интересное событие, что о нём рассказали все ведущие федеральные каналы. Кроме того, уже выпускаясь из школы, вместе с аттестатом он получил документ об интеллектуальной собственности, то есть запатентовал своё изобретение.
Вторым таким Гэндальфом по отношению к нашей школе выступает Ян Коменский. Мы впитали его принципы организации учебной деятельности и пошли даже немного дальше. Кроме комплексного обеда мы предлагаем шведский стол, то есть у каждого из наших учеников в старших классах, в 10-м и 11-м, есть индивидуальный учебный план. Они фактически работают по своему расписанию.
Это сложно организовать, но главная опасность состоит в том, что можно его сделать не соответствующим школьным требованиям. В рамках нового образовательного стандарта это можно делать, но можно ошибиться. И когда мы пытались многократно пересчитывать эти часы (такая трудная, рутинная работа), к нам подошёл взрослый ученик: «А зачем вы так мучаетесь? Давайте я сделаю вам специальную программу, которая позволяет это всё считать автоматически».
И сумел создать первый в России конструктор учебного плана, который позволяет полностью все требования учесть и каждому жить по своему расписанию. Он также запатентовал свою программу, и теперь она работает, помогает во многих школах.
Он говорит, что даже его бабушка, которая мало знает о действующих стандартах, теперь легко может посчитать часы и с уверенностью знать, что внук в итоге сумеет выполнить программу.
Ещё одним важным деятелем для нас является Мария Монтессори, которая известна была своей работой с особенными детьми. Мы – школа, которая рада каждому ребёнку, поэтому мы создаём для детей внутри школы все условия.
Но не об этом я хотел сейчас рассказать.
У нас есть даже такой робот, который, если ребёнок заболеет, находится вместо него за партой и может выходить к доске и передвигаться по школе вместо приболевшего ученика, а ученик управляет им из своего дома и может тем самым присутствовать в школе.
Но не это главное. Ведь в школу ещё нужно попасть. Наши ребята с удивлением обнаружили, что если в школе есть все возможности для таких деток, деток на колясках, например, то в нашем посёлке красным на карте помечены те дороги, по которым передвигаться абсолютно нельзя, и очень большие сложности встречаются на пути наших учеников.
Конечно, это недопустимо. И ребята не только исследовали, но и проявили активную жизненную позицию, и в итоге вот так теперь выглядят многие объекты в нашем посёлке. То есть современная среда есть и в магазинах, и в администрации, и на почте.
Активная жизненная позиция учеников позволила изменить мир посёлка, и он стал доступен не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и для пожилых людей, для мам с колясками.
Другим ярким деятелем мировой педагогики является, безусловно, Януш Корчак, который особое внимание уделял школьному самоуправлению. Он старался слушать детей, прислушивался к их нуждам. И наше школьное самоуправление также активно участвует в развитии той среды, в которой они хотят и могут находиться.
Например в результате дизайнерской мысли Екатерины Пономарёвой преобразились наши подоконники в места для сидений. Это ее изобретение. Екатерина мечтала стать дизайнером и сейчас продолжает учиться уже в высшем учебном заведении. Нам не хватает диванчиков, стульчиков, и она сумела своим простым решением предложить способ, который взрослым ещё не приходил в голову.
Другой ученик сумел создать проект, который победил на конкурсе и был настолько убедителен, что получил грант. И ученик не потратил грант на какие-то свои нужды. Это был грант на его проект, и благодаря ему мы в школе заменили все лампочки на энергосберегающие.
Теперь школа уже не такое большое воздействие оказывает на окружающую среду, и сэкономленные на электричестве деньги опять же идут на проекты наших детей.
Нельзя не отметить такого важного для нас человека, как Василий Александрович Сухомлинский, который в своей работе с детьми особую роль и место уделял природному окружению. Его школа, как и наша, находилась в сельской местности, и мы тоже изучаем окружающую нас природу, но не просто изучаем.
Я расскажу о таком вдохновляющем примере. Представляете, обычный ученик, обычный одиннадцатиклассник с очень необычным миром внутренним, со стремлением изучать геологические объекты, очень талантливый ученик, изучил все камни и обнаружил, что в одном из лесов Калининградской области есть огромный-огромный валун, который является самым большим камнем в Калининградской области.
И он задался вопросом, почему в Польше есть самый большой камень, в Литве есть самый большой камень, туда ходят туристы, а у нас нет такого объекта? От него откалывают куски, и может так случиться, что он был самым большим, а теперь самым большим не будет. Вот такая была у него боль. И он не мог пройти мимо и написал нашему губернатору.
И в итоге наш камень самый большой стал охраняемой территорией, геологическим объектом регионального значения. То есть на карте Калининградской области появилась новая охраняемая территория благодаря стараниям нашего ученика. Мало того, появились уже специальные указатели, которые направляют туристов и показывают, где самый большой камень. Он стал объектом туристических визитов и уже внесён во многие путеводители по Калининградской области.
Завершая свою короткую лекцию о наших учениках, не могу не сказать, что идеи педагога, которого мы видим в качестве наставника по отношению к нашей школе, мы впитываем и сами становимся подобного рода наставниками по отношению к нашим ученикам. По крайней мере стараемся таковыми быть.
Но очень важно сохранять терпение в этом вопросе. Однажды на нашем административном совете произошёл такой интересный случай. Мы обсуждали поведение учеников, которые склонны к правонарушениям. И вот уже третий раз мы вызывали их и о чём-то говорили, и были озадачены, почему ничего не происходит.
Тут открывается дверь. У нас есть одна сотрудница, бабушка нашего ученика, которая разводит у нас в школе уникальные растения. Она работает дворником, и растения мы не приобретаем, а просто она интересные разводит. У неё и киви в открытом грунте растёт, и всё, что она видит, прорастает у неё. Так вот, однажды распахивается дверь в тот момент, когда мы обсуждаем правонарушения наших учеников, и эта сотрудница заходит и говорит: «Кедр взошёл».
Мы пожали плечами. Какой кедр?
Она говорит: «Как какой? Ливанский». Я ей: «Ну, это меняет дело». Она, чувствуя, что не получила поддержки, разворачивается и уходит, а в дверях произносит фразу, над которой я размышлял ещё дня три.
Она сказала: «Через полтора года взошёл». То есть она полтора года поливала пустой горшок. Она была уверена, что она делает всё правильно. И он не может не взойти.
Поэтому я от души желаю вам, какой бы профессией вы ни занимались, сохранять уверенность в правильности своих действий и увидеть результаты своего труда. Я надеюсь, после этого рассказа ни у кого не останется сомнений, что ученики могут менять этот мир, можно им доверять, но при этом обязательно должна быть поддержка со стороны наставников. И тогда у них всё обязательно получится.
Спасибо большое за внимание и удачи во всех ваших невероятных начинаниях.