Психология // Статья

«Мама кричит – значит, я плохой»

Психолог Елена Краснова – о последствиях родительского шантажа, крика и запретов.

«Мама кричит – значит, я плохой»
Фото: vop.ru

Гаджеты тут как тут

Типичный случай из моей практики: мамочка, говоря о том, как сильно она устала, как измотана, оправдывает этим постоянное отстранение от ребенка с помощью гаджетов. Конечно, это же так заманчиво – иметь свободное время, заняться собой, даже просто отдохнуть. Воспользовавшись один раз таким доступным способом, появляется соблазн пойти по легкому пути еще и еще раз, и вскоре они уже не обращают внимания, что поступают так постоянно. Это становится выученной (привычной) формой поведения: чуть ребенок вякнул или настроение не то – гаджет тут как тут. В сознании четко складывается формула «гаджет = желанная тишина». Понятное дело, отказаться от этого очень сложно. Здесь и появляются оправдания вроде «это единственная возможность отдохнуть», «больше ничего не помогает» и т.д. Проходит время, и эта же мамочка уже обращается с другим запросом: ребенка невозможно разлучить с гаджетами, он совершенно ничем не интересуется, ни с кем не общается, никуда не ходит. Чаще всего родители при этом искренне не понимают, в какой момент это произошло и почему. Поэтому я всегда говорю родителям: каждая ваша модель поведения по отношению к ребенку имеет последствия, эту ответственность важно осознавать.

На одной волне с ребенком

Всем известно, как губительно влияет крик родителей на психику ребенка. Исследования психологов утверждают, что последствия родительского крика, шантажа и запретов непредсказуемы. Для каждого ребенка это безусловно травма. Печально, что мамочки продолжают игнорировать сей факт.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос сильной, успешной личностью и смог занять достойное место в мире. Но не каждый осознает, что это тяжелый труд – порой нудный, иногда невыносимый, без выходных, праздников и отгулов. Не каждому удается с ним справиться.

Одни родители сдают позиции достаточно быстро и пускают взросление ребенка на самотек. Более ответственные пытаются держаться, но периодически срываются на ближайшем окружении, в том числе на непосредственном виновнике своей усталости, то есть ребенке. Лишь единицы, осознанно подготовившись, прочитав много литературы, посетив курсы и вебинары, наслаждаются процессом воспитания, что способствует гармоничным отношениям в семье.

Такие родители находятся с детьми на одной волне, а это повышает шансы взрастить уверенную и целеустремленную личность. Важно не просто разговаривать с ребенком, а полноценно участвовать в его жизни. На определенном этапе именно родитель является для своего чада опорой, надеждой, примером, мотивацией и защитой.

«Мама кричит – значит, я плохой»

Вот еще один пример: мамочка утверждает, что, только прикрикнув на ребенка, она получает желаемое послушание. Она бы с радостью разговаривала спокойно, но тогда ребенок ее не слышит и игнорирует. После недолгой беседы выясняется, что это для нее стандартная форма общения не только с ребенком, но и с мужем. Человек даже не может вспомнить, когда же в последний раз спокойно общался со своей семьей. Что же касается ребенка, то он принимает все буквально. Любой крик не вызывает никаких эмоций, кроме страха: мама кричит – значит я плохой или мама меня обижает – значит мама меня не любит. Если я плохой и мама меня не любит, значит и остальные тоже считают, что я плохой и тоже меня не любят, следовательно я никому не нужен.

Но если я никому не нужен, значит и они мне не нужны и т.д. Представляете, что творится с ребенком, какой личностью он вырастет?

Столкнувшись в раннем возрасте с одиночеством, недоверием, обидой, разочарованием, детская психика травмируется. У ребенка возникают трудности в отношениях с родителями и окружающими. Часто дети становятся агрессивными, жестокими не только по отношению к другим людям, но и к себе – замкнутыми, недоверчивыми, склонными к маниакально-депрессивному состоянию. В подростковом возрасте – наркотики, алкоголь, воровство, мошенничество, порой даже убийства. Есть, конечно, исключения, когда, несмотря на взаимоотношения в семье, ребенку все же удается добиться определенных успехов, воспитать в себе сильную личность и, отталкиваясь от ошибок детства, создать свою гармоничную реальность.

Побеждает более грамотный манипулятор

Третий пример – манипуляции и шантаж со стороны родителей. Взаимодействие с ребенком происходит только через схемы «Если ты не сделаешь, мама будет несчастна», «Если ты не будешь делать то, что я хочу, я не дам тебе то, что хочешь ты», «Если бы ты был таким, я бы тебе…» и т.п.

Если уже с детства ребенок знакомится с системой взаимоотношений «ты – мне, я – тебе», то это непременно приводит к противостоянию с родителем, в котором победит тот, кто более грамотно манипулирует.

Соответственно здесь же ребенок учится и врать ради собственных интересов. Ожидать далее здоровой коммуникации с окружающими не приходится.

Это только малая часть того, к чему может привести неправильное отношение родителя к своему ребенку.

Помните, что малыш и в годик, и в три, и в пять уже является личностью. У него уже есть свой характер, потребности, которые нуждаются в поддержке.

Маленький не значит неуважаемый

На какие маркеры в своем поведении стоит обратить внимание?

В первую очередь начните относиться с уважением к потребностям вашего ребенка. Даже если вы считаете его еще маленьким, даже если вам кажутся нелепостью его слова.

Сейчас он искренне верит в то, что говорит и в то, что ему это надо, даже в то, что в этом его счастье. Поддержите и направьте его через общение, понимание. Уверена – ваше чадо, почувствовав ваше серьезное отношение к его потребностям, отплатит взаимностью.

Второе, не забывайте о двойных стандартах. Я часто сталкиваюсь с этим феноменом. Например: мама говорит о том, как вредно курить, и при этом сама закуривает сигарету. Диссонанс, с которым сталкивается ребенок, совершенно не укладывается в его голове. Помните, вы пример для своего ребенка. Он дублирует ваше поведение и ваши привычки. Если вы говорите, что что-либо плохо и нельзя, будьте добры и сами придерживаться этой позиции на практике. В противном случае теряется авторитет родителя.

Сначала задайте вопросы себе

Запаситесь терпением. Не забывайте, что ребенок учится жить и может задавать один и тот же вопрос неоднократно. Это нормально. Возможно, по каким-то причинам ваши объяснения недостаточны. Не злитесь, не психуйте, а лучше постарайтесь изменить тактику. Объясните на примере животных, в виде игры, нарисуйте. Уверена, что это будет увлекательно и понравится не только ребенку, но и вам.

Четвертое и самое важное. Задавайте как можно чаще вопросы себе: чего я желаю своему ребенку? Что для меня важнее – мой отдых сейчас или зависимость от гаджетов у моего ребенка в дальнейшем? Каким я хочу видеть ребенка в будущем? Что я могу для этого сделать сейчас?

Прежде чем что-то делать или говорить, думайте о последствиях.

Разговаривайте с ребенком, поддерживайте, дайте ему почувствовать, что он может вам доверять и обратиться в самых сложных ситуациях. Говорите, что любите, целуйте на ночь. Дети любят безусловно, и очень важно не сломать это чувство.



Новости





























































Поделиться