Качество образования // Интервью

«Система развивающего обучения не для особенных детей, она – для всех»


«Система развивающего обучения не для особенных детей, она – для всех»
Денис Воробьев, генеральный директор издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»: «Система развивающего обучения не требует возрождения, ей просто нужна хорошая методическая поддержка». Фото Олеси Сальдовой

Лучшие образцы развивающих учебников для начальной школы образовательных систем Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, «Гармонии», «Учусь учиться» возвращаются в школы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» возобновляет выпуск учебников по развивающему образованию. Почему система развивающего обучения лучше традиционной, а главное – почему родителям первоклашек стоит выбрать именно развивающее образование, мы решили поговорить с генеральным директором издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» Денисом Воробьевым.

– На днях в газете «Вести образования» была опубликована статья Александра Вахрушева, в которой он пишет, что несколько лет назад многие учебники по развивающему обучению перестали издаваться. А что стало при этом с системой развивающего обучения?

– С системой развивающего обучения ничего страшного не случилось. Ее небольшой «спад» объясняется тем, что некоторое время многие учебники были отлучены от школы после того, как «вылетели» из Федерального перечня.

Более того, мне кажется, система развивающего обучения не требует возрождения, ей просто нужна хорошая методическая поддержка, в том числе для молодого, начинающего учителя, который только пробует работать по новым для него учебникам. И поддержка опытных учителей, разделяющих идеи развивающего обучения. Это связано прежде всего с проблемой подготовки и переподготовки учителей, поскольку развивающая система – это не новая методика, а новая философия образования.

А вообще развивающее обучение, где учитель не просто передает готовые знания, а учит учиться, готовит к самостоятельному поиску истины и активной жизненной позиции, было и будет востребовано всегда.

– Концепцию развивающего обучения часто противопоставляют традиционному обучению. Насколько это правильно?

– В традиционной школе новый материал изучается на примере рассмотрения частных случаев, и ученики, работая с частными случаями, не всегда видят явление полностью. В системе же развивающего обучения изучение материала построено от общего к частному. Школьники сначала ищут и находят общую закономерность изучаемого предмета, а затем, опираясь на нее, выводят его частные особенности. Это и дает возможность формировать творческое мышление учащегося.

Многолетние психолого-педагогические исследования ученых показали, что к концу начальной школы дети, которые учатся в классах развивающего обучения, сильно отличаются от сверстников, которые занимались по программе традиционной школы. У учащихся в классах развивающего обучения выше уровень познавательного интереса и интеллектуального развития. Они в большей степени, чем ученики традиционной школы, готовы к решению нестандартных задач и проблем. Да и результаты обучения в развивающих классах выше, чем в традиционной школе.

Развивающее образование подробно описано в публикациях выдающихся авторов издательства «БИНОМ. Лаборатория знания» Л.Г. Петерсон, Э.А. Александровой, Г.А. Цукерман, Н.Б. Истоминой и многих других. Эта система предполагает вовлеченность ребенка в разные виды деятельности, использование игр и дискуссий, обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи и многое другое.

– Если бы Вам пришлось убеждать родителей, которые боятся того, что их дети будут учиться по развивающей системе обучения и хотят, чтобы все было по старинке, традиционно, что бы Вы им сказали?

– Основное отличие методов в развивающем обучении – это то, что ребенок прежде всего отвечает не на вопрос «как», что происходит обычно в традиционной школе, а ищет ответ на вопрос «почему», разрешая проблемные ситуации в совместном диалоге с одноклассниками и учителем.

Кроме того, учитель не навязывает свое единственно правильное мнение авторитарным путем, что происходит в традиционной школе, где изучение нового материала идет по усвоению уже готового образца, а говорит с учеником на равных, и они вместе ищут ответ.

Дети, которые учатся в классах развивающего обучения, умеют решать нестандартные задачи, находить выход из трудных жизненных ситуаций, самостоятельно планировать свою жизнь, искать новые источники информации, способны к сотрудничеству и работе в коллективе. Они чаще других становятся победителями олимпиад, их самооценка и уровень интеллекта выше, чем у сверстников с традиционным обучением.

Моя дочь Настя с этого года пошла в детский сад при школе «Глория», которая работает по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Прошло меньше двух месяцев, но уже виден результат – она стала по-другому слушать сказки, которые мы читаем на ночь, изменился характер вопросов, которые она задает, она додумывает продолжение истории, которую мы не дочитали, пытается понять поступки, слова героев. Какие еще аргументы мне как родителю нужны?

– Тогда за что, по-Вашему, критикуют систему развивающего обучения?

– На мой взгляд, у системы развивающего обучения есть только один недостаток – она существует лишь в «началке», а продолжения ее развития в основной и средней школе нет. Это значит, что после 4-го класса начальной школы ребенку придется перестраиваться на традиционное обучение. А это непросто.

Кроме того, некоторые родители считают, что по системе развивающего обучения могут учиться только специально отобранные дети. Это совсем не так, в школах Красноярска и Перми ученики коррекционных классов учились по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Результаты тестов к окончанию начальной школы показали, что дети сравнялись в достижениях со своими сверстниками и смогли учиться в обычном пятом классе.

Так что система развивающего обучения не для каких-то особенных, талантливых, эксклюзивных детей, она ориентирована на любого ребенка, а значит – для всех.



Новости





























































Поделиться