Когда читаешь хайповый заголовок: «Ученик избил учителя», например, то воображение рисует картинки, от которых любому нормальному человеку становится плохо.
Учитель, врач – человек inviolabilis. По крайней мере так было много лет. Школа – не место для буллинга, дедовщины, психической травли. Возможно, так и было, хотя фильм «Чучело» родом из моего подросткового детства, а книга и того старше.
Саморазоблачение последнего оплота идиллических представлений о жизни – вот что я ощущаю, когда слышу возмущенные крики о том, что происходит в школе. Утопия превращается в антиутопию.
Родители справедливо хотят, чтобы школа была безопасным местом, но фрустрированный в том числе родительскими сценариями ребенок, несущий свою травму долгое время – это мина замедленного действия. Когда она взрывается, все почему-то забывают, что буллинг и агрессия – это следствие очень глубоких причин, а учитель – это щепка на пути этой агрессии.
Я понимаю ожидания публики, которая думает, что вот если учитель пошел кого-то разнимать, то все тут же остановились, привели себя в порядок – и начали ровно дышать. Но мне кажется, что можно уже допустить мысль, что ребенок в аффекте не может остановиться, а любой взрослый, идущий навстречу этой аффектации – потенциальная жертва, и какая разница – учитель это, врач, менеджер или слесарь?
«Тыжучитель», «тыжпсихолог», «тыжмать» – стереотипизация социальных ожиданий, от которых мы все страдаем, потому что они, простите меня, лживы.
Ложь – думать, что школа – это место для радости, если ты с утра наорала на ребенка, потому что он не выспался и не хочет идти в школу.
Ложь думать, что класс из 30 человек – это стая ангелов с аккуратно сложенными крыльями за спиной – нет, это тридцать сценариев манипулятивного и избегающего поведения.
Ложь думать, что Марьиванна – это супермен, который одинаково хорошо разбирается в нейрофизиологии, математике, фасилитации, коучинговых технологиях, в бирюзовых организациях и проектах НТИ…
Нам всем не хватает элементарной внутренней гигиены отношений с собой, контакта с действительностью, поэтому мы проецируем наши страхи, надежды и ожидания друг на друга, и время от времени получаем сотрясение мозга.