Образовательная политика // Статья

Закон о национальных языках – шаг в правильном направлении

В конце июля Госдума приняла закон об изучении национальных языков в школе.

Закон о национальных языках – шаг в правильном направлении
Фото: pnp.ru

Суть закона в следующем:

  • Изучение родных языков народов СССР сохранилось в обязательной части образовательной программы.
  • Русский язык приобрел статус не только государственного, но и родного.
  • Изучение родных языков, включая русский, осуществляется на основе выбора родителей учащихся начальной и основной школы.
  • В связи с принятием закона планируется создать Фонд поддержки родных языков народов РФ.
Закон появился потому, что из нескольких национальных республик шли массовые обращения русскоязычных граждан по поводу того, что их принудительно заставляли изучать национальные языки.

Пока эти обращения доходили до депутатов, до Минобра, результатов не было.

Когда эти обращения дошли до президента РФ, появилось соответствующее поручение, и то, что мы пытались сделать давно, стало реальностью.

Как после принятия закона будет выглядеть на практике изучение языков народов России?

  • В национальной республике все школьники изучают русский язык как государственный.
  • Затем родители учащихся выбирают, какой язык должны изучать дети в качестве родного.
  • Вероятно, представители титульной нации данной республики отдадут предпочтение своему языку, русские и русскоязычные – русскому.

Таким образом прекратится ситуация, когда в национальных республиках русским приходилось изучать национальный язык республики за счет русского языка.

Закон призван увеличить возможности изучения национальных языков за пределами республик, но при этом русских не принуждают изучать языки коренных народов в том или ином регионе.

Каковы риски принятия этого закона?

Во-первых, поскольку закон написан не только для национальных республик, но и для России в целом, вероятно, будут возникать ситуации, когда, например, татары в Омской области пожелают изучать свой родной язык, а возможностей для этого (преподавателей, учебников и т.д.) не окажется. Но для обеспечения таких возможностей и создается Фонд поддержки языков народов России.

Во-вторых, это то, на что нам указывают наши коллеги из национальных республик – титульный народ все меньше и меньше будет изучать свой родной язык, поскольку изучение русского языка с прагматической точки зрения выгоднее, чем изучение родного.

Но этническая принадлежность – это акт самоопределения, и мы не можем никого заставить причислить себя к тому или иному этносу.

Есть возможности стимулировать возможности изучения национальных языков в республиках разными способами, в том числе занятие определенных должностей, для которых требуется знание того или иного национального языка; ЕГЭ по национальным языкам при поступлении в вузы республик; пропаганда родного языка и культуры. И все же юристы не нашли вариантов, которые позволили бы прописать обязательное изучение национального языка для титульного народа. Остановились на версии самоопределения, то есть свободного выбора.

Как реально заработает закон, мы поймем, я думаю, через год.

Видимо, надо будет проводить парламентские слушания по правоприменительной практике, но закон – это шаг в правильном направлении.

Официально против принятия закона высказалась только одна республика – Татарстан.

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов поддержал законопроект после его доработки во втором чтении.

Поэтому пока ситуация относительно спокойная. Посмотрим, что будет дальше.



Новости





























































Поделиться