Во-первых, дебюрократизация образования.
Во-вторых, здоровье школьников.
В-третьих, статус педагога.
Отчасти последняя тема вошла в проект «Учитель в будущем», но еще правильнее было бы назвать проект «Учитель в настоящем».
Что я имею в виду?
Накануне 1 сентября Общероссийский народный фронт огласил данные очередного опроса 1300 педагогов. Выяснилось, что, по мнению 44% опрошенных, в их школах не хватает преподавателей математики. 39% заявили о дефиците учителей иностранного языка, 30% – о нехватке учителей русского языка и литературы, 29% - о незаполненных вакансиях учителей начальных классов.
Возникает вопрос: как же школа работает?
Ответ дают опросы того же Общероссийского народного фронта (ОНФ) и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).
Так, по данным ОНФ, средний учитель в России работает более чем на полторы ставки.
Средняя нагрузка полтора года назад составляла 28 часов.
По данным РАНХиГС, с 2017 по 2018 годы количество педагогов, работающих на 2 ставки, увеличилось с 7 до 13%.
Так восполняется нехватка учителей.
Напомню одну старую педагогическую шутку: «Почему мы работаем на полторы ставки? Потому что на одну ставку есть нечего, а на две – некогда».
Так вот, если верить информации РАНХиГС, 13% учителей есть уже некогда.
Если говорить серьезно, то такая ситуация не может не отразиться на качестве образования.
Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Для того чтобы у педагога учились, он должен не просто «оттарабанить» предмет, а делиться с учениками частью своей личности.
«Для того чтобы дать ученику искорку знаний, учитель должен впитать море света», – писал в свое время Сухомлинский.
Но когда же впитывать, когда даже некогда есть?
Поэтому необходимы срочные меры для повышения статуса и заработной платы педагогических работников.
Мы подготовили очередной законопроект, направленный на решение этого вопроса.
Идея законопроекта была предложена межрегиональным независимым профсоюзом «Учитель» и конфедерацией труда России.
Суть в следующем: не отказываясь от майских указов Президента 2012 года, приравнять базовую ставку учителя к двум МРОТ по субъекту РФ.
В настоящее время здесь царит полная разноголосица. Несколько лет назад один мой ученик, выпускник магистратуры, пошел работать в школу с нагрузкой 24 часа, за что получал зарплату 12 тыс. рублей.
Кончилось это тем, что парень вынужден был уйти в другую организацию, где больше платят, хотя школу и детей он любит.
Вывод такой: невозможно решить проблемы образования, не обеспечив нормальный статус педагогического работника.
Возможности такие имеются: в этом году Госдума в очередной раз отправила в фонд Национального благосостояния 1 трлн 700 млрд рублей. Для решения нашего вопроса требуется максимум четверть этих денег.
Напомню лозунги, с которыми Профсоюзы периодически выходят на акции протеста: «Кто экономит на школе, разоряется на тюрьмах».
Тем не менее хочу всех поздравить с нашим общим замечательным праздником – Днем знаний и напомнить древнее высказывание из Евангелия: «Знания – свобода».
Давайте сделаем наше образование более свободным и социальным!