Во-первых, все, что мы запланировали, удалось осуществить.
Дискуссии велись на профессиональном уровне благодаря участию представителей Министерства просвещения РФ, Рособрнадзора, ведомственных экспертов из регионов, а также крупных отечественных и зарубежных специалистов, педагогов и директоров школ. Диалог состоялся.
Во-вторых, мы старались погрузить участников форума в реальную школьную жизнь Республики Бурятия.
С этой целью мы проводили мастер-классы на базе школ республики.
В-третьих, все мероприятия форума транслировались в Интернете.
Люди из разных уголков страны имели возможность принять в них участие дистанционно. Также с помощью технической системы Eureka touch происходило голосование по итоговой резолюции, принятой участниками мероприятия.
Обсуждение на форуме показало, что ожидания от системы образования огромные – вплоть до того, что школа, по убеждению многих, должна сделать ребенка счастливым.
Но внутри педагогического сообщества мы пока еще не можем договориться о том, какие образовательные результаты важнее: умение читать, считать, писать, знать исторические даты или способность ориентироваться в информационном пространстве, умение работать в команде и действовать в неопределенной ситуации.
По этому поводу согласия нет, и в этом смысле нам еще предстоит определиться с приоритетами: или готовить ребенка, ориентируясь на задачи вчерашнего дня, или в соответствии с вызовами будущего.
Специфика нынешней ситуации заключается в том, что время, в течение которого происходят изменения, короче образовательного цикла.
Надо найти консенсус по поводу того, развиваем ли мы гуманитарное или естественнонаучное мышление.
С помощью современных тестов ребенок вместе с родителями может не только проверить свои знания, но и спроектировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
В числе вопросов, обсуждавшихся на форуме, в центре внимания оказалась тема ЕГЭ.
С одной стороны, оценки за эту форму итоговой аттестации тесно связаны с амбициями родителей, с другой – с амбициями регионов и школ, которые часто пытаются сравнивать по результатам ЕГЭ.
Но против этого настойчиво предостерегал в своих выступлениях на БОФ руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Нельзя забывать и о том, что помимо ЕГЭ существуют другие механизмы измерения достижений школьников – олимпиады, творческие конкурсы, спортивные состязания, социальные проекты.
В резолюции, принятой по итогам БОФ, есть два раздела:
- Первый обращен к органам власти: правительству, администрации президента, Министерству просвещения.
- Вторая часть адресована педагогическому сообществу, в том числе там содержатся предложения по оценке качества образования.
Каковы планы на будущее?
Байкальский образовательный форум планируется проводить ежегодно. Я бы порекомендовал использовать для темы следующего мероприятия применение информационных технологий в школе со всеми последними наработками в этой сфере:
- нейросети,
- искусственный интеллект,
- Blockchain.
Следует показать, что все это не так заоблачно, как представляется на первый взгляд.
Кроме того, я считаю необходимым расширить участие в БОФ, с одной стороны, учащихся, с другой стороны – работодателей.