В первом классе согласно модели, предложенной Академией педагогических наук Украины, дается вербальная характеристика знаниям, умениям и навыкам учеников, а в следующих классах оценивание осуществляется по 12-балльной шкале.
В системе оценивания различают четыре уровня учебных достижений учеников:
- первый – начальный уровень (1–3 балла),
ответ ученика фрагментарный, характеризуется начальными представлениями о предмете;
- второй уровень – средний (4–6 баллов),
- третий уровень – достаточный (7–9 баллов),
- четвертый уровень – высокий (10–12 баллов),
- усвоение терминологии и основных понятий (начальный);
- усвоение групп и классов информации (хороший);
- усвоение всей системы знаний по данной теме или предмету (высокий).
ученик воспроизводит основной учебный материал, способен выполнять задания по образцу, владеет элементарными умениями учебной деятельности;
ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно использует знания в стандартных ситуациях, владеет умственными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением), дает правильный, логически обоснованный ответ, но ученику недостает собственных суждений;
знания ученика глубокие, твердые, системные; ученик умеет использовать их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отличается умением самостоятельно оценивать разнообразные ситуации, явления и факты, проявлять и отстаивать личную позицию. Причем вся шкала – положительная. И оценка «единица» тоже проходная (во всяком случае, так было задумано).
Как происходило внедрение этого новшества?
К сожалению, как всегда плохо был продуман процесс запуска новой системы. Для многих такой переход казался искусственным.
Характерно, что даже через три года после введения 12-балльной системы, по оценкам социологов, более половины населения оценивали ее негативно и только четверть – позитивно.
Гораздо сложнее, по мнению учеников, стало получать максимальную оценку.
При этом момент субъективного, не всегда понятного и справедливого оценивания, по мнению тех же школьников, остался. Хотя поле для маневра, более аргументированного оценивания, конечно, увеличилось. При этом какого-то явно прорывного позитивного эффекта от введения новой шкалы оценивания не произошло. Произошла привычка…
Однако есть и интересные результаты. То, чего не доделали разработчики нововведения, сделали практики.
Опыт Авторской школы Н. П. Гузика
Известный педагог-новатор, член-корреспондент Национальной академии педагогических наук Украины, народный учитель Украины, Николай Петрович Гузик разработал свою авторскую концепцию применения 12-балльной системы.
Учителя Авторской школы опираются на принцип персонификации в обучении, учитывают природные таланты и способности детей. Они дают ученикам право выбора уровня освоения школьных предметов.
Таких уровней три:
На каждом уровне ученику предлагается пройти четыре шага:
- Первый шаг – выучить (запомнить) термины и понятия (на первом уровне такой результат оценивается в один балл, на втором – в пять баллов, на третьем – в девять).
- Второй шаг – понять, осмыслить термины или формулировки (этот результат оценивается в 2, 6 или 10 баллов на первом, втором и третьем уровнях соответственно).
- Третий шаг – научиться применять это знание в стандартных ситуациях (три, семь или одиннадцать баллов в зависимости от сложности выбранного уровня);
- Шаг четвертый – показать умение применять знания в нестандартных задачах, творческое отношение к изучаемому предмету (если я могу творчески отнестись просто к терминам и понятиям, я заработаю 4 балла; на уровне групп или классов информации – 8 баллов; на уровне полноты системы знаний по данной теме – максимальную оценку в 12 баллов).
Таким образом, если ученик выбирает первый (начальный и он же достаточный) уровень усвоения предмета, к которому у него нет большого интереса, природных задатков, то он может ограничиться и первым шагом – получить представление о предмете на терминологическом уровне, получив один (проходной) балл.
Но он может проявить здесь и творческие способности, заработав четыре балла. И в этом проявляется гуманное содержание авторской концепции Н. П. Гузика.
Ребенок совсем не обязательно должен добиваться максимального (12 баллов) результата в конкретных предметах.
Ученик вообще может не найти себя в школьной программе, и тут уже нужна тьюторская работа. Но получить максимальный результат на выбранном уровне (а он может быть начальным, не обязательно хорошим или высоким) ребенок может. Это есть условие взращивания в нем чувства достоинства и уверенности в себе. Это ли не желаемый результат для учителя?