ИнтерВести // Новость

Система оценок во Франции

Как оценивают знания французы? Довольны ли они своей балльной шкалой?
  • 2 августа 2018
  • 3220

Система оценок во Франции
Фото: edalliesmn.org

Оценка знаний учащихся по цифровой шкале была создана в XVI веке иезуитами в рамках борьбы с Реформацией: целью новой системы было развитие соревновательности среди будущих иезуитов и формирование элиты.

В разных иезуитских коллегиумах применялись шкалы с различным количеством баллов. Постепенно эта система распространилась на другие учебные заведения.

Сейчас основная система оценок во Франции – от 0 до 20 баллов, где максимальная оценка – 20.

Такая система в средней школе законодательно утвердилась в 1890 году и сохранилась по настоящее время (с коротким отступлением в 1970-х годах после студенческих бунтов в мае 1968 года: в то время рекомендовались не цифровые, а словесные оценки).

В подготовительной («материнской») школе оценки не ставят. В начальной школе чаще используют систему оценивания по десятибалльной школе, где 10 – максимальный балл. Правда, некоторые учителя начальной школы сразу вводят двадцатибалльную шкалу.

Другие предпочитают американскую буквенную систему от A до Е (или F), иногда с плюсом или минусом. В этом случае А – «весьма удовлетворительно», а Е (или F) – незачет. Используется и обратная шкала, где А – незачет, а Е – «отлично».

В принципе при оценивании в цифрах используются целые числа, но иногда применяются десятичные дроби. Средняя дробная оценка может выставляться и в школьном табеле об успеваемости.

На практике самые высокие оценки (18, 19, 20 баллов) практически не используются, ориентироваться следует прежде всего на среднюю цифру, то есть 10 баллов.

Разница между оценками 9,5 и 10 очень существенная: 9,5 – оценка ниже среднего, а 10 – проходной балл.

При этом снизить оценку на полбалла могут за незначительную ошибку.

В то же время те, у кого есть возможность сравнить российскую пятибалльную систему оценок с французской двадцатибалльной, называют французскую систему более гибкой и позитивной, учитывающей даже незначительный успех учащегося.

По мнению российской матери, чья дочь учится во французском колледже (базовая средняя школа), «когда в арсенале учителя 20 баллов, то более понятны критерии выставления оценки, поэтому выше вероятность точной и непредвзятой оценки. Каждая ошибка имеет значение. И не только ошибка».

Сама девочка говорит, что при пятибалльной системе оценок учитель невольно натягивает оценку любимчикам и занижает оценку тем, кого недолюбливает, тогда как французские оценки точнее.

Русская студентка, которая учится в Новой Сорбонне, рассказывает, что получить в университете «больше 17–18 из 20 баллов нереально». Основной принцип и для преподавателей, и для студентов – оценка больше 10 баллов, что означает «зачет».

Студентка отмечает:

«Мне приходится намного больше трудиться, чтобы получать оценки ниже, чем те, что я имела в российском вузе».

Тем не менее во Франции уже много лет ведутся дебаты об отмене цифровых оценок и переходе на альтернативные системы оценивания, поощряющие самооценку, как в Финляндии и Швеции.

Многие эксперты полагают, что существующая двадцатибалльная система усиливает социальное неравенство и демотивирует учащихся из «низших слоев» общества, не имеющих возможности заниматься дома.

Впрочем, по данным опросов,

Большинство французов все еще против отмены цифровых оценок.

Так, по данным BVA-Presserégionale-Foncia, 79% французов считают цифровые оценки необходимыми.

По материалам французской прессы

Перевод Александры Ратай



Новости





























































Поделиться