Министерство просвещения намерено продолжать поддерживать разработки и реализацию моделей регионализации и расширять список пилотных регионов. Напомним: первая модель описывает передачу полномочий и имущества с муниципального на региональный уровень; вторая модель – передачу полномочий учредительства, с сохранением функции содержания имущества за муниципалитетом.
Третья модель регионализации: учредитель школ – муниципалитет, влияние региона – через соглашения.
Орган исполнительной власти в сфере образования в субъекте РФ заключает соглашение с муниципалитетом, в котором детально прописывает условия взаимодействия субъекта РФ и муниципалитета в сфере образования. В частности, определяются условия выделения субвенций в муниципальное образование на реализацию ФГОС.
Финансирование поступает из регионального бюджета в муниципальные органы управления образованием в виде субвенций. В соглашениях прописано, что средства будут доходить до организации в полном объеме.
В соглашение также включаются другие условия, по сути, перераспределяющие полномочия субъекта РФ и муниципалитета в сфере образования, но на договорном, «диспозитивном» основании. Например:
- условия влияния региональных органов управления образованием на изменение подходов к аттестации и назначению директоров школ,
- условия согласования муниципальных программных документов в сфере образования,
- целевые показатели эффективности.
«И все-таки соглашение – это такая форма договоренностей, которая может выполняться или не выполняться какой-то из сторон, – говорит Наталья Шадрина. – Но, например, в Воронежской области, где выбрана третья модель, нашли рычаги влияния на кадровый состав школы, поскольку в рамках соглашений между муниципалитетом и субъектом они дорабатывают показатели, которые влияют на качество управления и образования».
«Вступая в проект, регион представил модель, не предусматривающую передачу полномочий управления, включая имущество, на региональный уровень, – уточняет Наталья Салогубова, заместитель руководителя департамента образования и науки и молодежной политики Воронежской области.
«Муниципалитет сохраняет полномочия управления, и заключается соглашение между регионом и муниципалитетом о достижении целевых показателей качества образования и эффективности деятельности», – продолжает Наталья Салогубова.
«Исходя из целей данного проекта, в регионе сформирована нормативная правовая база для его реализации, идет ее совершенствование.
Нами внесена норма в региональный „Закон об образовании“, которая позволяет заключать такие соглашения с главами муниципалитетов.
Соглашение содержит взаимные обязательства, реализация которых приводит к целенаправленной деятельности подостижению показателей качества в системе общего и дополнительного образования».
Наталья Салогубова подытоживает: «Ежегодно мы имеем мониторинговые данные по выполнению показателей в разрезе каждого муниципалитета. После получения аналитики выстраивается эффективная система управления. Ежегодный процесс заключения соглашений обсуждаем со всеми заинтересованными сторонами».
«Действительно, приоритета буквы закона над договором никто не отменял, особенно когда дело касается взаимодействия административных единиц, – комментирует это нововведение Воронежской области Анатолий Рамонов. – В то же время сейчас мы уже можем говорить, что субъекты РФ и муниципалитеты в рамках этой модели вступают в конструктивный диалог.
Стороны понимают, что модернизация механизмов управления – это не вопрос исключительно правовой или финансовой сферы. Это комплексный процесс, который предполагает активное участие всех сторон, согласованные действия и непрерывную коммуникацию».
Именно поэтому в Тверской области модель реализуется в тесном сотрудничестве с общественными и неформальными объединениями в сфере образования. В их числе: ассоциация глав муниципальных образований, Общественный совет по образованию при Министерстве образования, Собрание ассоциаций учителей региона.
В Тверской области, реализующей третью модель, развитие сетевого взаимодействия школ привело к формированию сетевого норматива при реализации основных образовательных программ.
Это интересное ноу-хау пока апробируется в рамках проектной лаборатории.
«Нам нужно будет отработать эти инструменты, накопить определенную практику и, самое главное, подготовить финансово-экономическое обоснование, которое ляжет в основу бюджета отрасли на последующие периоды», – говорит Юлия Коваленко, заместитель министра образования Тверской области.
Кроме того, в Тверской области планируется ввести новую модель обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов, а также найти оптимальные способы сочетания формального и неформального образования.
Опыт пилотных регионов, реализующих различные модели государственного управления школами, послужит примером для других субъектов. Ведь цель перед всеми поставлена общая: обеспечить равные возможности получения доступного и качественного образования…