К следующему 2019–2020 учебному году проект будет запущен во всех 20 пилотных регионах, и можно будет судить о первых результатах.
На данный момент Министерством просвещения принято решение о включении в проект новых субъектов-участников.
До 20 августа желающие регионы могут подать заявки.
Почему губернаторы боятся регионализации?
Пополнить число новых пилотных регионов намерена Республика Бурятия, которой не удалось пройти конкурсный отбор в прошлом году.
Как утверждает первый заместитель министра образования Республики Бурятия Галина Фомицкая, для апробации выбрана третья модель. По ее словам, «муниципалитеты были категорически против передачи школ на уровень субъекта, поскольку они потеряли бы рычаги управления».
Галина Фомицкая поясняет: «Региональный уровень в Бурятии еще не готов принять школы, поскольку у нас пока нет средств довести каждую школу до требований ФГОС».
Эта ситуация типична, но мало кто найдет в себе мужество признать, что на самом деле в большинстве регионов РФ финансовый норматив не обеспечивает выполнение требований ФГОС. А деление нормативов на региональный – фонд оплаты труда и учебные расходы, и муниципальный – коммунальные и прочие расходы на содержание имущества, покрывает эту безответственность. Глава региона всегда может сказать: школа муниципальная, мы просто помогаем чем можем. А глава муниципалитета, хотя и является формально учредителем школы и детского сада, тоже всегда может прикрыться регионом: «Мы бы рады потратить на школу больше средств, но своего бюджета не хватает, а регион финансирует недостаточно».
И всех такая круговая порука устраивает.
Если учредителем становится субъект федерации, то финансовый норматив введут единый, как в Москве. И тогда легко можно увидеть дефицит.
Но и ответственным будет одно лицо – глава региона.
Поэтому, когда в прошлом году эта тема стала актуальной, в администрацию президента посыпались звонки глав регионов, обеспокоенных возможной «монополией ответственности». И в частных разговорах с депутатами, сенаторами, экспертами губернаторы сетовали: «Зачем нам эта головная боль, хватит с нас нервотрепки с выполнением указов по зарплатам учителей».
Поэтому ключевым условием регионализации является воля глав регионов.
Наиболее сильными представителями группы регионов, где главы готовы взять на себя ответственность, являются Кировская область и Республика Тыва. Рассмотрим подробнее их модели.
Первая модель: Учредительство + имущество
Кировская область: эксперимент с экономической выгодой
В Кировской области передача школ на государственный уровень реализуется с 2010 года, когда на областной уровень было передано 18 школ.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в своих выступлениях часто приводил в качестве примера Кировскую область, которая, несмотря на дефицит финансовых средств, показывает стабильно высокие результаты по ОГЭ, ЕГЭ, во Всероссийских проверочных работах и в олимпиадах.
Интересная закономерность заключается в том, что самые лучшие результаты показывают именно государственные школы. В этом году благодаря пилотному проекту процесс пошел быстрее. Акцент сделан на развитии сельских школ.
Доля сельских школ в области составляет 66% от общего числа. При этом в них обучается всего 17% школьников области.
Содержание сельских школ обходится в 4–5 раз дороже городских.
Но именно в этой сфере накопилось самое большое количество проблем.
«Для нас было очевидно, что начинать процесс надо с периферии, с дальних сельских районов, – рассказывает Дмитрий Курдюмов, заместитель председателя правительства Кировской области. – Мы задались целью сделать именно государственную, так называемую опорную, школу платформой для выстраивания единой государственной политики».
На самом первом этапе была проведена большая разъяснительная работа с главами муниципалитетов, общественным советом при министерстве образования области и представителями местного Законодательного собрания.
В 2017 году правительство области приняло решение передать на региональный уровень с 1 января 2018 года 29 муниципальных школ.
В этом году органы местного самоуправления сами выступили с предложением передать с 1 января 2019 года в областную собственность 26 общеобразовательных организаций. Из них пять школ – в качестве новых опорных, остальные станут их структурными подразделениями.
Опыт региона по принятию школ на областной уровень показал, что эта модель управления школами позволяет решить накопившиеся проблемы в сфере общего образования:
Опорная школа становится ресурсным центром для других школ в части использования учебно-лабораторного оборудования, спортивной базы, библиотеки и, самое главное, педагогических кадров.
На базе одного из подведомственных учреждений создана единая транспортная служба для обслуживания школьных автобусов опорных школ и автомобилей для реализации проекта «Мобильный учитель».
Муниципалитеты получают экономический эффект от передачи школ, снимая с себя ответственность за содержание имущественного комплекса, за повышение зарплаты учителей.
В то же время не возрастает нагрузка на областной бюджет: субъект осуществляет финансовое обеспечение образовательной деятельности и несет все расходы по содержанию имущества за счет перераспределения средств областного бюджета.
Дополнительные средства потребовались только на компенсацию питания многодетным и малообеспеченным семьям, что составило не более 2% от общего финансирования.
Экономическая выгода от проводимого эксперимента может достичь 2–3% от расходов областного бюджета на общее образование.
Однако средств, полученных от второго этапа проекта, очевидно, будет недостаточно для модернизации и развития сети принятых на областной уровень учреждений образования, многие из которых нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.
Кроме того, существует потребность в строительстве новых школ. Кировская область участвует в федеральной программе, в рамках которой запланировано строительство шести новых школ. Реальная потребность региона в пять раз больше.
Выступая на Всероссийском совещании, проходившемв Сочи 5–7 июля, Дмитрий Курдюмов предложил перейти к единым принципам нормативно-подушевого финансирования в РФ.
Средства из региональных бюджетов должны дополняться федеральными, в виде грантов на компенсацию уже понесенных регионом затрат, которые пошли бы на развитие школ, на их строительство и оснащение. Это стимулировало бы приход крупного частного инвестора в образовательную отрасль.
Республика Тыва: «Пока есть школа – живет село»
Эта формула стала руководством к действию в системе образования Республики Тыва.
Для реализации в рамках пилотного проекта была выбрана модель, основанная на местной специфике – низкой плотности образовательной сети и большом количестве малокомплектных школ (40 школ из 176 в Тыве – малокомплектные). Здесь планируется создать Национальную гимназию Республики Тыва – единую Сетевую школу на основе объединения всех малокомплектных сельских школ и перевода их учредительства (финансирования и имущества) на региональный уровень.
Первой сельской школой, получившей государственный статус в рамках проекта «Сетевая школа», стала Аграрная школа-интернат в селе Ийи-Тал, построенная вместо старой, находившейся почти в аварийном состоянии. Если раньше здесь обучалось 120 школьников, то с 1 сентября 2018 года новое здание распахнет свои двери для 200 детей. Уникальность Аграрной школы-интерната заключается сразу в нескольких факторах: это первая государственная сельская школа, первая единица в структуре будущей Сетевой школы, школа с аграрным профилем для детей чабанов из нескольких районов республики, для которых предусмотрено общежитие.
Примечательно и то, что средства на строительство этого необычного образовательного учреждения были внепланово выделены из Резервного фонда правительства РФ – благодаря усилиям главы Республики Тыва Шолбана Кара-оол, который лично встречался с председателем российского правительства Дмитрием Медведевым.
В новой школе будут не только новые стены и комфортные условия, но и самые профессиональные учителя. Педагоги, работавшие в старой школе, прошли курсы повышения квалификации, а после этого – конкурсный отбор. Кроме того, в масштабах республики объявлен конкурс для преподавателей разных предметов с целью отбора лучших, поскольку с 5-го класса планируется углубленное изучение русского языка, математики и дисциплин естественно-научного цикла. Кстати, для учителей-мужчин в Тыве ввели специальное денежное стимулирование, в результате их доля в общем числе педагогов республики возросла до 15% (это один из самых высоких показателей среди регионов РФ).
Для выпускников вузов – носителей русского языка, выезжающих на работу в сельские школы, предусмотрен грант главы республики в размере 1 млн рублей.
Для приезжих учителей планируется построить Дом учителя.
Аграрная школа-интернат будет тесно сотрудничать с республиканскими образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля, которые войдут в единый кластер.
Высокоскоростной Интернет позволит осуществлять сетевое взаимодействие как внутри этого кластера, так и с другими школами, входящими в состав Национальной гимназии Республики Тыва.
В планах директора Аграрной школы-интерната – организация фермы, где будут разводить не только коров и овец, но и других животных местной климатической зоны – верблюдов, яков, даже оленей.
Также на базе школы будет реализован проект «Умная юрта» – передвижное жилище для чабана, оснащенное самой современной техникой.
«Перевод малокомплектных школ на уровень субъекта позволит аккумулировать средства регионального бюджета для строительства и капремонта школьных зданий. Муниципалитеты с решением этой задачи не справлялись», – считает министр образования и науки Республики Тыва Татьяна Санчаа.
По ее словам, принцип вхождения в сетевую школу – добровольный, по решению школы и схода жителей села. 30 школ уже подтвердили свое согласие.