Образовательная политика // Статья

Дилемма языков. Часть 3: Язык мой – друг мой

По общественной инициативе 21 мая в Москве прошел круглый стол на тему «Развитие родных языков в системе общего образования: политико-правовые аспекты». Законопроект подвергся разгромной критике.
  • 20:49 | 9 июня 2018
  • 102

Дилемма языков. Часть 3: Язык мой – друг мой

В обсуждении приняли участие депутаты региональных парламентов, руководители национальных организаций республик из Якутии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Дагестана и других, представители научного сообщества, признанные эксперты в сфере языковой политики.

Особенно ярким и эмоциональным было выступление Сулиеты Аслановны Кусовой, журналиста, культуролога, директора центра этноконфессиональных проблем при Союзе журналистов России. Она подчеркнула, что «мало учить в школе родному языку, нужно создать культурное пространство для его развития».

Выход она видит в том, чтобы «одной рукой держаться за традиции, другой – за гаджет». Иными словами, не забывая обычаи и язык своего народа, интегрироваться в современный глобальный мир.

Профессор НИУ ВШЭ Алексей Майоров посоветовал обратить внимание на недостатки в преподавании национальных языков. Он констатировал:

«У нас в реестре Примерных основных образовательных программ имеются программы только по 16 национальным языкам. В Федеральном Перечне только 5 учебников по национальному языку.

У нас около 60 языков изучаются незаконно.

По ним нет официально утвержденных программ и нет учебников».

По итогам дискуссии была принята резолюция. В ней, в частности, содержится требование «внести в ФГОС в качестве ключевых образовательных компетенций компетенции в области родного языка с государственной итоговой аттестацией выпускников 9, 11 классов» и «отменить положение о проведении итоговой аттестации учащихся средних общеобразовательных учреждений исключительно на русском языке».

После завершения обучения начального общего уровня образования предлагается организовать сдачу Всероссийских проверочных работ (ВПР) на родных языках.

Рекомендуется обеспечить особыми мерами поддержки языки коренных малочисленных народов, «многие из которых нуждаются в срочной фиксации и ревитализации», в том числе «внести в федеральные государственные образовательные стандарты вузов и ссузов подготовку специалистов для преподавания родных языков, региональных предметов.

Требуется закрепить преподавание учебной дисциплины «Государственный язык республик Российской Федерации» в инвариатиной (обязательной) части учебных планов, с правом выбора языка учащимися и их законными представителями – родителями.

Призыв к общественности

Кроме того, авторы резолюции призывают широкую российскую общественность:

  • Обращаться в региональные парламенты от национальных организаций с требованием дать отрицательную оценку данному законопроекту.
  • Обращаться непосредственно к депутатам, избранным по их округу, с наказом не поддерживать данный законопроект.
  • Всемерно поддержать петицию «Нет закону против родных языков», обращенную к Президенту Российской Федерации и опубликованную на ресурсе чейнж.орг, а также поддержать иные обращения национальных организаций, осуждающих законопроект Государственной Думы.

Новое национальное движение

Данное мероприятие стало учредительным собранием «Демократического конгресса народов Российской Федерации».

В рамках деятельности новой организации планируется:

  • создание родительских комиссий по работе с семьями и защите родных языков;
  • работа с широкой общественностью по пропаганде и сохранению родного языка, воспитанию подрастающего поколения на основе этнопедагогики;
  • проведение Всероссийского пикета против принятия законопроекта о добровольном изучении национальных языков;
  • подготовка альтернативного законопроекта об изучении национальных языков.

Наконец, принято решение провести 23 июня в Чебоксарах Форум общественных движений национальных республик. Но вполне возможно, что он и не потребуется, поскольку, испугавшись накала страстей, депутаты приняли меры.

Меры приняты

Прежде всего, следует отметить, что была создана рабочая группа по законопроекту о добровольном изучении родных языков, в состав которой вошли депутаты Госдумы, представители Рособрнадзора, Министерства просвещения, Администрации Президента.

5 и 8 июня в Госдуме состоялись заседания рабочей группы. О том, что стало результатом обсуждений, и какие основные изменения планируется внести в законопроект во втором чтении, рассказывает один из авторов законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин:

«Первое. Изучение государственных и родных языков сохраняется в обязательной части образовательной программы. Прежде предполагалось, что оно может оказаться в части, формируемой участниками образовательного процесса.

Второе. К понятию „родной язык“ теперь относятся не только национальные языки, но и русский.

Третье. Изучение родного языка и государственных языков республик должно происходить по выбору родителей на стадии начальной и основной школы.

На практике в национальных республиках это будет выглядеть так: русский как государственный изучают все, а родные языки, в том числе и русский, изучаются по выбору родителей.

Дети расходятся по группам, в зависимости от выбранного языка.

Таким образом, национальные языки сохраняются в обязательной части образовательной программы, но в то же время для людей, которые не считают эти языки родными, они перестают быть обязательными.

Законопроект не обязывает русских в какой-то из национальных республик изучать язык этой республики».

Поясним, что вместе с принятием законопроекта в первом чтении предполагается утвердить Постановление Госдумы, в котором будут перечислены конкретные поправки ко второму чтению.

Поддержка родных языков

Предусмотрено создание Фонда поддержки родных языков, одной из задач которого станет разработка концепций и методик преподавания национальных языков, качественных учебников и их лицензирование, а также повышение уровня подготовки педагогов в вузах.

Как отметил Олег Смолин, деятельность Фонда позволит расширить преподавание родных языков за пределами республики, в которой проживают представители титульной национальности.

Например, в Омской области, которую представляет депутат, много казахов, немцев и татар. Для них есть классы, группы, факультативы, но с созданием Фонда, возможности овладения родным языком расширятся.

«Нельзя заставлять русских в республиках изучать национальные языки, но надо дать возможность представителям других национальностей вне республик приобщаться к своему языку и культуре», – заключил депутат.

15 июня состоится заседание профильного комитета, на котором рассмотрят законопроект.

На 19 июня запланировано его обсуждение в первом чтении на пленарном заседании Госдумы.

Ольга Дашковская



Материалы по теме


Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться