Образовательная политика // Статья

Дилемма языков. Часть 2 – Каждому свой язык, но по доброй воле

23 июня в Чебоксарах планируется провести Форум общественных движений национальных республик. Это событие станет ответом на внесенный 10 апреля в Госдуму законопроект, согласно которому изучение родных языков России предлагается сделать добровольным.
  • 18:18 | 9 июня 2018
  • 78

Дилемма языков. Часть 2 – Каждому свой язык, но по доброй воле

Текст законопроекта, согласно которому изучение родных языков России предлагается сделать добровольным.

Из пояснительной записки:

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ, а право на изучение родного языка из числа языков народов РФ реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Кроме того, учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик Российской Федерации должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей)».

Объяснение депутата

1 июня одна из разработчиков законопроекта, член фракции «Единая Россия», зампред комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова опубликовала в Facebook пост, в котором, в частности, так пояснила суть подготовленного законопроекта:

«Данный порядок позволяет сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, а также возможности изучения государственных языков республик. При этом никакого запрета на изучение государственных и родных языков республик, о котором говорят некоторые критики, этот законопроект не вводит и ничьи права на изучение родного языка не ущемляет.

Наоборот:

Можно назвать этот законопроект законопроектом права, а не запрета, действенной гарантией равноправия языков народов России.

Это особенно важно для людей, проживающих в национальных республиках, но не являющихся носителями местных языков».

«Обеспечить изучение в каждой школе родного языка любого народа России невозможно», – говорит депутат и продолжает:

В России 193 народа используют 277 языков, всего 73 преподаются и только по 13 есть соответствующие программы.

Поэтому единственным способом обеспечения равенства изучения родных языков является добровольность их изучения и создание государством для этого необходимых условий, в том числе создание национальных школ, классов, разработка образовательных программ, поддержка НКО, пропагандирующих родной язык и расширяющих сферу его применения.

Уверена, что после принятия этого законопроекта больше не будут возникать отдельные кривотолки и разночтения в правоприменении в сфере образования по данному вопросу.

Все регионы России признают существование проблемы принудительного изучения родных языков, и в целях ее преодоления было принято общее решение создать рабочую группу по работе над законопроектом уже в ближайшее время».

«Мы будем вместе думать, как мотивировать детей и их родителей к изучению родных языков, но не административными методами».

Неравнодушное отношение А. Аршиновой к проблеме изучения национальных языков – родом из детства. Ее отец служил в Приднестровье, поэтому в школе она учила молдавский язык и в своих интервью признавалась, что это оказалось для нее весьма полезным.

В то же время она отмечает:

«Я сама как дочь военнослужащего очень хорошо понимаю, в том числе семьи наших военнослужащих, которые ездят по регионам и год должны изучать, например, татарский язык, еще два года – колымский язык, и еще три года – марийский язык. Ребенок, тратя очень много часов на изучение родных языков, переезжая из региона в регион, к сожалению, не будет знать ни один из них».

«Низы» не хотят, «верхи» не могут?

Законопроект с новой силой разбудил противоречия сторонников и противников обязательного изучения национальных языков в школе.

24 мая профильный комитет Госсовета Республики Татарстан не поддержал законопроект о добровольном изучении родных языков.

Также в адрес Госсовета поступило заключение от министра образования РТ Рафиса Бурганова. В нем он сообщает, что министерство рассмотрело «в рамках компетенции» проект федерального закона.

«В настоящее время вопрос изучения родных и государственных языков, получения образования на родных языках урегулирован должным образом в Конституции РФ, федеральном законодательстве законодательстве РТ. Учитывая изложенное, Бурганов отмечает:

«Законопроект представляется избыточным и может повлечь социальную напряженность. Министерство не поддерживает представленный законопроект».

Возражения и протесты поступили также из других регионов.

Дискуссии в Сети

Острые дискуссии об изучении национальных языков происходят в Сети. Приведу несколько комментариев, авторы которых предпочли остаться анонимными:

«Спешу сообщить, что в школах Марий Эл изучение марийского языка является добровольно-принудительным. Данный язык оценивается и не является факультативом. Коренные жители говорят на разных наречиях и не все понимают тот учебник, который введен в школах. При этом дети начинают изучать данный язык с 5 класса.

Не понимаю, почему гражданам другой национальности навязывают изучение неродного языка.

Нам дали право выбора изучать национальный язык или нет, но воспользоваться этим правом не дают.

Считаю, что это грубое нарушение каждого гражданина на свободу выбора. Школа никогда не пойдет наперекор минобразованию. Какое указание начальство им спустит, то они и будут выполнять.

О детях никто не думает, главное – галочки перед начальством.

При обращении в министерство получили ответ, что все решать надо со школой, а в школе ссылаются на министерство. Бардак, одним словом. Стыдно за страну и обидно за государство. Все решают за нас и без нас».

«Что за ерунду пишут, никто не отменяет изучение национальных языков, дают людям право выбора в выборе родного языка. А те, кому это не нравится, просто странные люди. Вам что нравится, когда вас насильно заставляют что либо делать? У каждого должно быть право выбора и не только в изучении родного языка».

«Сколько можно терзать бедных детей и их родителей. Изучение национальных языков, особенно если этот язык неродной, должно быть добровольным.

Отмените нам язык народов коми! Сил нет! Уроки делаем, если найдем, где списать.

В переводчиках одно русское слово может писаться и говориться по-разному – до 10 вариантов бывает, так как коми – это не язык, это группа языков, имеющих разные диалекты».

«Давно пора этот вопрос решить через суд.

Как можно запретить, убрать со школьной программы изучение государственного языка республики?! Исчезнет изучение грамматики любого языка, исчезнет и литература, язык, культура.

Какой народ хочет этого? Зачем это нужно „федеральному“ центру? Хотят быстрыми темпами обрусить?! Нужно обратиться международным судам»

«Сравнивая данные по переписям 2002 и 2010 гг, получаем удручающую картину: число владеющих национальными языками неуклонно сокращается, а особо быстрыми темпами – именно в национальных республиках, где их языки изучают добровольно. Радоваться такой картине не вижу смысла».

Ольга Дашковская




Материалы по теме


Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться