Вероятно, на учителя могли пожаловаться родители учащихся (в своем произведении Хаксли затрагивает вопрос «свободной любви» в обществе будущего). Увольнение педагога вызвало недоумение со стороны художественного руководителя театра Юрия Грымова. По его словам, возрастной ценз постановки 16+, и в ней нет «никакой «обнаженки». «У меня не может быть чего-то того, что заходит за грань», – заявил он. Грымов возмущен реакцией директора и считает, что учителя уволили незаслуженно. Руководитель театра намерен узнать имя директора и номер школы, чтобы публично разобрать инцидент с увольнением. Кроме того, он планирует позвать на постановку директора школы и представителей Министерства образования и науки.
Мы попросили прокомментировать ситуацию Михаила Павловца, учителя словесности Лицея НИУ ВШЭ.
– Я не знаю, насколько реальна эта история, о которой рассказывается в заметке, поэтому могу ее комментировать только как некий кейс.
Проблема доступа несовершеннолетнего ребенка к «контенту не по возрасту» стоит сегодня как нельзя остро.
Возможно, потому что сам такой «контент» – благодаря хорошей интернет-подкованности современного ребенка и развитию коммуникаций – стал гораздо доступнее. Более того, все более очевидно, что если ты не можешь от чего-то уберечь ребенка – от сцен насилия, в том числе сексуального, потребления наркотиков, сквернословия, вопиющей несправедливости со стороны тех, кто должен стоять на страже справедливости и т.п. – ты должен подготовить ребенка к этой встрече, помочь ему сформировать здоровую рациональную позицию, которая позволит ему избежать психологической травмы или вреда для здоровья, в том числе и нравственного. Для этого и нужен учитель-профессионал: его роль – грамотно отвечать ребенку на те вопросы, неграмотными ответами на которые полнится подворотня или сети. О сексе, наркомании, суициде ребенок должен иметь возможность поговорить с компетентным взрослым, которому он доверяет, а не сразу искать интересующие его ответы в сомнительных местах.
Если это правда, и директор уволил учителя за то, что тот повел детей на спектакль по одному из выдающихся произведений мировой литературы ХХ века, то это свидетельствует о глубоком непрофессионализме прежде всего самого директора.
Потому что он не только проявил свою глубокую невежественность, но и держит в своей школе учителей, в профессиональные качества которых не верит. Не верит, что они в состоянии самостоятельно выбрать то произведение искусства, с которым следует познакомить учеников, в состоянии ответить на самые сложные их вопросы или организовать дискуссию так, чтобы ребята сами нашли на них верные для себя ответы. А главное – думает, что в сегодняшнем мире можно запретами, а не формированием способности критического мышления, уберечь подрастающее поколение от опасности. Тогда как именно такие книги, как антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (к сожалению, самого спектакля не видел – но видел другие спектакли Юрия Грымова и знаю высоту его профессионализма), и формируют эти способности мыслить критически и не поддаваться на «дурные влияния».