Качество образования // Тема дня

Итоги года. Часть 1

В конце каждого учебного года принято подводить итоги, анализировать главные события, строить прогнозы на будущее. Попробуем сделать это и мы. В этом учебном году произошли большие перемены. Намечены грандиозные планы. Расскажем обо всем по порядку.
  • 22 мая 2018

Итоги года. Часть 1

Скандал года: кейс Тубельского

Год начался со скандала в одной из самых известных школ страны. Речь идет о Школе самоопределения № 734, основанной выдающимся педагогом Александром Наумовичем Тубельским.

В 2007 году его не стало, и на этом посту его сменила Юлия Грицай – ученица Тубельского, которая старалась продолжать традиции великого педагога. Однако в мае 2017года Юлия Грицай была уволена с должности директора, и на ее место назначили Сергея Москаленкова.

Все лето шел переговорный процесс между новым директором, с одной стороны, и родителями, педагогами школы – с другой. Искали легитимные решения и компромиссы.

Тогда на общем собрании школы Сергей Москаленков пообещал, что будет сохранять школьные традиции, кадры и методики, и никаких планов что-либо разрушать у него нет.

Но уже осенью началась череда увольнений. Требования управляющего совета предъявить финансовые документы многократно игнорировались директором. Все прежние и новые ученические и совместные проекты наталкивались на стену директорских запретов и бюрократические барьеры.

Последней каплей, переполнившей чашу общего терпения, стал демонтаж спорткомплекса, установленного по методике С.В. Реутского, который успешно функционировал в школе на протяжении последних 20 лет. По приказу директора оборудование разобрали в период новогодних каникул, без согласования с родителями и педагогами.

11 января родители учащихся начальных классов школы № 734 им. А.Н. Тубельского в знак протеста отказались от образовательных услуг. В этот же день у ворот школы состоялся митинг.

Основные требования со стороны родителей: прекратить уничтожение уникальной педагогической системы, созданной Александром Тубельским, и восстановить в течение пяти дней демонтированный спортивный комплекс.

В последующие две недели достичь каких-либо договоренностей с директором школы не удалось.

23 января ушел по собственному желанию Сергей Москаленков. А 25 января состоялось заседание Управляющего совета, на котором было принято решение провести общественные мероприятия по поиску кандидатур на должность директора.

В качества кандидата на пост директора был выбран Константин Фокин.

В настоящее время он проходит процедуру аттестации в столичном Департаменте образования.

Примечательно, что ситуация в школе имени А.Н. Тубельского стала темой для обсуждения на заседании закрытого клуба «Норма и деятельность».

Участники дискуссии пришли к выводу о том, что конфликт родительской общественности с директором послужил уроком для всей системы образования и обозначили ряд актуальных проблем, таких, как:

  • взаимоотношения родителей и школы;
  • место и роль авторской школы в современной системе образования, нормативное закрепление ее деятельности и статуса;
  • возможность выбора директора и требования к его кандидатуре.

И, кроме этого, главный вывод из кейса Тубельского заключается в том, что в образовании, как ни в какой другой общественной сфере, сильны проявления гражданского общества, которые надо культивировать.

Стандарты года: всех под одну гребенку?

К скандалам года можно отнести и разгоревшуюся дискуссию вокруг школьных стандартов (ФГОС второго поколения).

19 марта, на следующий день после Президентских выборов, должно было состояться заседание Совета по ФГОС при Минобрнауки, которое перенесли на 21 марта.

Но активные учителя, принадлежащие к Гильдии словесников под руководством известного учителя литературы и русского языка Сергея Волкова, 18 марта написали и распространили в Интернете открытое письмо, в котором выразили протест в связи с «совершенствованием» ФГОС .

Главный тезис письма: «Документ грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6 класса.

Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений.

Прочитать и обсудить на уроках все включённые в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно».

В числе предложений подписантов:

  • отказаться от жёсткого распределения произведений по годам обучения и невариативного, неструктурированного списка;
  • продолжить развитие литературного образования в рамках Примерной основной образовательной программы как оптимального документа, прошедшего серьёзное общественное обсуждение, утверждённого юридически;
  • для дальнейших реформ провести масштабные исследования, мониторинги и по-настоящему публичные общественные консультации.

Ректор МГПУ Игорь Реморенко назвал стандарты опасными. Главная опасность, по его мнению, заключается в излишней детализации (жесткой привязке содержания образования) к годам обучения, что «сковывает методические свободы учителей, заставляет их действовать шаблонно, провоцирует начетничество».

«Скукота в классах, боязнь проверок, дисциплинарная дрожь – неизбежны» – констатирует ректор ведущего педвуза.

«Самое опасное, конечно, вот эта предзаданность суждений, предрешенность выводов, отсутствие мышления и следование необдуманным правилам», – заключил Реморенко.

Подверг резкой критике новую редакцию стандартов и академик РАО, директор ФИРО Александр Асмолов, который назвал представленный министерством документ «стандартами Юрского периода», намекая на архаичный подход разработчиков, стремящихся, как в советские времена, расписать все содержание образования по годам обучения с привязкой результатов.

Не довольны усовершенствованными стандартами и педагоги.

«Сам образовательный процесс – настолько многофакторное явление, что создать единый для всех алгоритм невозможно», – убежден учитель географии лицея «Вторая школа» Леонид Перлов.

21 марта состоялось заседание совета по ФГОС при Минобрнауки, по итогам которого было решено принять Стандарты для начальной школы с последующей доработкой и отправить на дальнейшую доработку Стандарты для основной школы.

4 апреля у вице-премьера Ольги Голодец состоялось совещание по обсуждению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Участвовали основные оппоненты развернувшейся общественной дискуссии, министр образования и науки Ольга Васильева, президент Людмила Вербицкая, ректоры Ярослав Кузьминов, Николай Кропачев и Игорь Реморенко, директор ФИПИ Оксана Решетникова, Наталья Солженицына, Александр Архангельский и другие.

Большинство выступлений носило критический характер и призывы отложить принятие ФГОС основной школы до более детальной доработки обсуждения.

Этот же тезис высказала в заключительном слове и вице-премьер Ольга Голодец.

Итоговая аттестация года: главные новшества впереди

Выступая 15 марта на расширенном заседании итоговой коллегии Минобрнауки, руководитель Рособрнадзора, заместитель министра образования и науки Сергей Кравцов заявил, что по данным недавно проведенных исследований, «ЕГЭ стал привычным для общества, и теперь перед нами стоит задача удержать уровень объективности и доверия общества к ЕГЭ».

При этом глава Рособрнадзора подчеркнул, что «в 2018 году никаких содержательных изменений в ЕГЭ не будет».

Итоговый экзамен по информатике в компьютерной форме состоится не раньше следующего года, тогда же список предметов по выбору для сдачи ЕГЭ пополнит китайский язык, работа над КИМами по которому длилась последние три года.

А вот учащихся 9-х классов ожидают перемены, и немалые: завершена подготовка устной части ОГЭ по русскому языку, и в апреле нынешнего года все регионы в пилотном режиме приняли в апробации нововведения.

Как отметила директор ФИПИ Оксана Решетникова, по итогам апробации планируется доработать эту модель, и она будет представлена в следующем учебном году в качестве допуска к ГИА в 9-х классах (по аналогии с выпускным сочинением, которое является допуском к ЕГЭ).

«Предложения по введению устной части в итоговые экзамены по разным дисциплинам периодически высказываются, - заметила директор ФИПИ, - но мы должны сначала понять, как работает эта модель собеседования по русскому языку».

«Только в случае успешной реализации данного нововведения – а это не ранее, чем через 2–3 года – мы сможем рассмотреть такую возможность по другим экзаменам», – подчеркнула Оксана Решетникова.

Ольга Дашковская

Продолжение следует


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube