Качество образования // Тема дня

Итоги года. Часть 2

Продолжаем подводить итоги учебного года. Сегодня вспоминаем громкие мероприятия, стратегические проекты и важные решения.
  • 23 мая 2018

Итоги года. Часть 2

Салон года: зеркало перемен

Московский международный салон образования стал уже традиционным мероприятием. В этом году он прошел с 18 по 21 апреля на ВДНХ. Более тысячи экспертов в рамках деловой программы ММСО обсудили современные тенденции российского образования.

На площадках салона были представлены ведущие образовательные практики по всем уровням образования – от дошкольного до высшего и послевузовского.

Шестнадцать специальных проектов посвящены отдельным аспектам образовательной экосистемы: «Новые подходы в управлении образованием», «Профориентация. Лаборатория будущего», «Семейное образование» и другие.

Для родителей, школьников и студентов прошла целая серия специальных мероприятий в рамках субботней программы ММСО.

В рамках Салона была организована большая экспозиция, площадь которой составила двадцать пять тысяч квадратных метров.

Свои достижения презентовали российские и международные образовательные организации, крупнейшие работодатели, компании, производящие учебное и техническое оборудование и программное обеспечение, оказывающие различные услуги в сфере образования – всего более 400 компаний-участников.

Спикерами и модераторами мероприятий Салона выступили ведущие российские и мировые эксперты в области образования, в том числе: ректор МГПУ Игорь Реморенко, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ ИсакФрумин, генеральный директор компании «Яндекс» в России Елена Бунина, директор Института детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец и другие.

Они обсудили такие волнующие общественность вопросы, как: вовлечение гражданского общества в принятие решений, повышение информационной открытости органов власти, развитие производственной отрасли в сфере образования и многие другие.

«Надеюсь, что Салон выступит площадкой для множества увлекательных и плодотворных дискуссий, перерастающих в дальнейшее взаимодействие между участниками, потому что только совместными усилиями можно достичь значимых результатов», — отметила министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.


12 приоритетов в сфере образования: задачи на будущее

Этот год по праву можно назвать годом стратегических планов и программ. Педагоги и директора столичных школ активно обсуждают Стратегию московского образования до 2025 года. В живых дискуссиях уже вырисовываются контуры будущего.

Говоря о Стратегии, мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что «важен даже не сам конечный документ - важно создание постоянного механизма поиска идей, актуальных задач и путей их решения в московском образовании».

«Стратегия должна быть не застывшим документом, а механизмом мониторинга общественного запроса и поиска ответов на вызовы стремительно меняющегося мира» - подчеркнул градоначальник.

Таким образом, цель московского образования определена как создание условий для обеспечения конкурентоспособности выпускников школ Москвы при поступлении в московские вузы и колледжи на основе осознанного выбора будущей профессии в условиях цифровой экономики.

В числе ключевых механизмов развития определены:

  • индивидуальная образовательная траектория ученика;
  • новое содержание предметных областей: «информатика» и «технология»;
  • центры развития навыков XXI века – «бизнес-инкубаторы»;
  • освоение метапредметных модулей (например, «Искусство и мультимедиа», «Мировая культура» «Техника», «Природа»);
  • межрайонные объединения школ – урбошколы.

Некоторые положения Стратегии реализуются уже сегодня. Например, на базе старших классов открываются инженерные, медицинские, академические и Курчатовские классы. Действует и постоянно расширяется проект «Московская электронная школа».

Важно, что предложения москвичей соответствуют федеральной стратегии развития образования.

Так, в экспертном докладе «Двенадцать решений для нового образования», подготовленном Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок, есть проект «Школа цифрового века», «Новое технологическое образование в школе и СПО».

Впрочем, цифровизация и технологизация образования– это общие тренды: они нашли отражение и в новом майском Указе Президента РФ Владимира Путина, в котором дано поручение Правительству разработать 12 приоритетных национальных проектов по основным направлениям, включающим все уровни образования.

В том числе предусмотрено:

  • внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания;
  • повышение мотивации подростков к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
  • создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
  • реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Кроме этого, планируются:

  • модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
  • создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).

Эксперты высоко оценивают президентские инициативы в области образования.

Первый зампред профильного комитета Госдумы Любовь Духанина считает, что «новый указ отражает ключевые запросы общества и профессионалов к образованию».

«В первую очередь это масштабность поставленных целей. Они касаются достижения к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды», - констатирует Любовь Духанина.

И добавляет: «Общероссийский народный фронт (ОНФ) давно занимается решением этих задач, и за прошедшие годы нам удалось внести свой вклад в эту работу. А меры по выполнению указа должны укрепить существующие и создать новые возможности для самореализации человека в любом возрасте – от дошкольного до пенсионного».

Отмечая достоинства Указа, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин подчеркивает:

«Вместе с тем не могу не отметить с сожалением, что тема равенства образовательных возможностей, поддержки неуспешных не отражена в задачах.

После того как президент в послании сказал: «При этом подчеркну: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости», можно было ожидать конкретных мер в этом направлении.

Ведь нельзя назвать серьезной имеющуюся программу поддержки школ, работающих в трудных условиях.

К сожалению, лозунги о справедливости, о социальной мобильности повторяются, а конкретных мер явно недостаточно.

И, конечно, привлекает внимание отсутствие каких-то системных мер по развитию высшего образования. У нас неплохо развивается группа лидирующих университетов, а имеющиеся проекты поддержки региональных университетов просто несерьезны по объемам».


Раздел года: вместе или порознь?

В мае, после инаугурации Президента, было объявлено о разделении Министерства образования и науки на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Первое возглавила экс-министр образования и науки Ольга Васильева, второе экс-руководитель Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков. История показывает, что ведомство существовало и в раздельном, и в едином вариантах. Оценивать эффективность этого решения пока еще преждевременно. Поживем – увидим.

Ольга Дашковская


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube