Качество образования // Новость

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов без репетиторов и шпаргалок?

Если учитель не в состоянии подготовить школьников к этому экзамену, ему надо задуматься, свое ли место он занимает. Такое мнение высказала первый зампредседателя комиссии по науке и образованию Общественной палаты РФ, председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы Людмила Дудова.
  • 5 апреля 2018
  • 3000

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов без репетиторов и шпаргалок?
Фото: gazeta.ru

На пресс-конференции в Независимой службе новостей она заявила, что именно школа, а не репетиторы должны готовить учеников к сдаче ЕГЭ.

«Готовить школьников к ЕГЭ специально нет необходимости, — считает Людмила Дудова. — Если ученик систематически изучает предметы, а учитель качественно готовит, то сдать ЕГЭ не составляет труда. ЕГЭ ориентирован на базовый уровень, на среднего ученика. Если учитель не может подготовить к сдаче экзамена каждого ребенка, то педагогу надо серьезно задуматься, тем ли делом он занимается. Я бы не стала такого педагога держать в школе».

Дудова добавила, что в настоящее время проблема подготовки педагогов существует. По ее словам, определенный процент ошибок при сдаче ЕГЭ связан именно с недостаточным уровнем подготовки педагогов.

Страна советов

В последние годы проводится немало акций, цель которых — аккумулировать лучшие советы, рекомендации, лайфхаки по подготовке к ЕГЭ собственными силами.

Ежегодно Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования проводит Всероссийскую акцию «100 баллов для победы». Это обмен опытом между сдавшими ЕГЭ в прошлые годы на 100 баллов и теми, кому он предстоит в этом году.

Выпускники рассказывают учащимся 11-х классов, как подготовиться к экзамену и сдать его на максимальную отметку. Акция впервые стартовала в апреле 2015 года. В ней приняли участие более 50 регионов России.

В числе наиболее популярных советов успешные выпускники отмечают, что при подготовке можно обойтись без репетиторов.

Сто баллов — легко

Иван Кравченко (100 баллов по физике): «Репетиторов я не нанимал ни по одному предмету, не было в них надобности, занимался я самостоятельно плюс ходил в школьный кружок, посвященный физике. Большим подспорьем для меня стали и обычные уроки, наши учителя нам очень помогали».

Дмитрий Курганов (100 баллов по литературе): «Я пытался заниматься с репетитором, взял у него четыре урока и понял, что способен подготовиться к экзамену самостоятельно».

Виктория Коваль (100 баллов по русскому языку): «Самой заниматься тоже было очень просто, главное — это иметь желание, быть целеустремленной».

Обмен опытом

Аналогичную акцию — «ЕГЭ на 100» — проводит Московский центр оценки качества образования (МЦКО). Эффективными способами подготовки к экзамену делятся школьники, родители, учителя, выпускники прошлых лет и даже известные люди на сайте центра.

Федеральный институт педагогических измерений начал публикацию методических рекомендаций для учителей на основе анализа результатов ЕГЭ в 2017 году.

Онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ ведутся также на сайте Минобрнауки.

У каждого педагога — свои методы, которые зависят от специфики предмета.

География

География — очень интересный предмет, хорошему учителю не так сложно увлечь ребят этой наукой. Не случайно среди выпускников 9-х классов много желающих сдать ОГЭ по географии (около 30%), а вот ЕГЭ по этому предмету выбирают примерно в 10 раз меньше. Это объясняется тем, что вступительный экзамен по географии принимает ограниченное количество вузов.

Учитель географии школы №1637 Наталья Булгакова рассказывает, что ученики часто спрашивают ее, в какие вузы принимают результаты ЕГЭ по географии, как можно трудоустроиться выпускникам географических факультетов.

В то же время, несмотря на все осложняющие факторы, число желающих сдать ЕГЭ по географии среди ее учеников неуклонно растет: если в прошлом году этот предмет выбрали только 3 ученика, в этом — 6, то в следующем планируют его сдавать 10 выпускников.

Наталья Вячеславовна никого не отговаривает сдавать ЕГЭ по своему предмету и признается, что не боится плохих отметок. Возможно, это связано с тем, что ей удалось превратить подготовку к экзамену в увлекательное и полезное общение.

Пособия для подготовки к ЕГЭ преподаватель географии Н.В. Булгакова использует крайне редко, поскольку в них есть готовые ответы. Вместо этого берет задания с сайта ФИПИ, где ответов нет. Поиск решений происходит совместными усилиями в ходе обсуждений в Watsapp.

Но этим общение учителя с учениками не ограничивается. Часто дискуссии выходят за рамки ЕГЭ и за рамки географии, перетекая в историю и обществознание и приобретая метапредметный характер.

А еще ученики Натальи Булгаковой принимают активное участие в различных географических конкурсах и проектах.

Но одно дело — экзамены по выбору, другое — обязательные для всех дисциплины. Особая ответственность ложится на учителей математики и русского языка.

Математика

Вот как об этом рассказывает Нина Попова, учитель математики школы №1637, ученики которой успешно сдают ЕГЭ как на базовом, так и на профильном уровне.

У нее есть своя методика:

1. Дифференциация — в зависимости от выбранного профиля и уровня экзамена.

Первый фактор успеха — в настрое детей, в определенности целей и задач, которые перед ними поставлены.

На уроках математики ребята делятся на базовые группы (в 10 классе 3 часа в неделю, в 11-м — 4 часа) и профильные группы (в 10 классе 4 урока математики в неделю, в 11-м — 7).

Третий год в школе практикуется сдача базового экзамена по математике после 10 класса. Вся программа в этот период обучения построена таким образом, чтобы пройти весь материал, необходимый для сдачи экзамена.

В 10 классе участники профильной группы при изучении любой темы постепенно от базовых заданий переходят к выполнению более сложных, профильных.

В этот же период предусмотрены индивидуально-групповые занятия по подготовке к ЕГЭ, где дети на компьютерах выполняют тренировочные тесты, а учитель контролирует и консультирует. Ошибки разбираются с каждым индивидуально.

2. Систематизация материала и разнообразие форм подготовки.

Чем разнообразнее формы и методы работы, тем они эффективнее. В МЦКО школа заказывает как предметные, так и метапредметные диагностики. Также используются тренировочные работы «Статграда» — система дистанционной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, проводимая Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования.

Ответы учащихся заносятся в таблицу, которая автоматически показывает процент выполненных заданий. Таким образом, сразу видно, что именно вызывает трудности. Учитель подбирает несколько аналогичных заданий, чтобы отработать ошибки.

«Мы принимаем участие в международных исследованиях, в том числе в PISA, — подчеркивает Н. Попова, — участвуем в мероприятиях: „ЕГЭ из года в год“, работаем с сайтами: „Решу ЕГЭ“, „Незнайка“, „Alexlarin“».

Преподаватель уточняет: «Также мы используем типовые тесты (демоверсии ФИПИ) и различные пособия для подготовки к ЕГЭ. В этом году начали активно пользоваться материалами МЭШ (Московской электронной школы). Это большое подспорье».

3. Тайм-менеджмент

«Учу распределять время: например, три дня в неделю заниматься математикой и русским языком. Говорю детям: если вы выполнили задания базового уровня, беритесь за более сложные. Есть много возможностей для самостоятельной работы: видео, сайты», — рассказывает учитель.

4. Динамика результатов

У Нины Поповой на каждого ученика заведена диагностическая карта, в которую она записывает результаты тренировочных работ, диагностик, тестов. «Это позволяет отследить динамику ученика, увидеть пробелы в его знаниях и отработать конкретные ошибки в индивидуальном режиме», — подчеркивает она.

Вывод педагога:

Разделение математики на два уровня себя оправдывает, но, к сожалению, не так много вузов (после реорганизаций и объединений), которые принимают вступительные по математике.

В отличие от базового уровня, профильная математика гораздо сложнее. С каждым годом степень сложности возрастает. Многих задач не найдешь в учебнике.

Те, кто затрудняется сдать профильную математику, испытывают такие же проблемы при сдаче других предметов естественнонаучного цикла: физики, химии, биологии.

Русский язык и литература: как научиться писать сочинения?

Сочинение является традиционной формой обучения и аттестации на уроках литературы. Его значение в последнее время заметно возросло. Это связано и с возвращением с 2015 года выпускного сочинения, обязательного для всех выпускников 11-х классов, и с наличием задания в ЕГЭ по русскому языку, предусматривающего написание эссе.

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по литературе содержится 4 задания, требующие от учащихся умения писать сочинение-миниатюру, и одно задание, нацеливающее на создание полноценного сочинения-рассуждения на основе анализа литературного произведения

Кто учился в советские времена, тот хорошо помнит сборник с готовыми вариантами сочинений на разные темы. Но сейчас выходят пособия, которые учат детей самостоятельно мыслить. В качестве примера можно привести серию «Учимся писать сочинение» для 5-11 классов.

Рабочие тетради для 5-6, 7-8 классов подготовила Елена Зуева, учитель русского языка и литературы с 30-тилетним стажем, для 9-11 классов — Елена Ерохина, заместитель директора института филологии МПГУ. Благодаря этим пособиям происходит последовательное обучение написанию сочинений.

Темы и задания постепенно усложняются. Например, учащимся 5-6 классов предлагается: составить план сочинения; сформулировать тезисы и аргументы; проанализировать лирическое стихотворение; дать речевую, индивидуальную и сравнительную характеристики литературного героя; описать особенности пейзажа и интерьера.

В 7-8 классах, помимо выполнения перечисленных заданий, дети должны проанализировать позицию автора того или иного произведения.

Вопросы, содержащиеся в рабочих тетрадях, нацеливают на внимательную работу с текстом: поиск аргументов, необходимых для доказательства того или иного тезиса; подбор цитат; анализ выразительных средств, использованных автором.

Выполнение этих заданий помогает учащимся подготовиться к сочинению.

Особую сложность представляет анализ стихотворений: юным читателям необходимо не только понять содержание поэтического произведения, но и прочувствовать настроение автора и описать те художественно-изобразительные средства (эпитеты, метафоры, антитезы), которыми он эти настроения передает. Так закладываются основы филологического анализа.

Приобретенные в основной школе навыки совершенствуются в старших классах. Учащимся предлагается написать сочинения разных жанров: например, характеристику героев, рассуждение проблемного характера, рецензию.

Темы сочинений становятся все разнообразнее, глубже и сложнее: «Истинные и ложные ценности в произведении И. Бунина „Господин из Сан-Франциско“»; «Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: правда или сострадание» (по пьесе М. Горького «На дне»); «Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути» (на примере лирических произведений Маяковского, Блока, Есенина).

Кроме того, детям даются задания по редактированию и рецензированию сочинений, тексты которых приведены в рабочей тетради. Для оценки этих сочинений приведен список конкретных критериев.

Умение увидеть чужие недочеты, по мнению автора пособия Елены Ерохиной, позволяет избежать своих ошибок.

Но для того, чтобы написать хорошее сочинение, недостаточно овладеть определенными умениями и навыками — необходимо прочитать литературные произведения внимательно и с интересом.

В данном случае роль учителя-словесника трудно переоценить, поскольку он выступает в качестве проводника между прошлым и настоящим. В его задачи входит разъяснение историко-культурного контекста произведений; объяснение незнакомых детям слов и понятий, встречающихся в тексте; изучение и применение на практике литературоведческих терминов.

Характеризуя задачи учителя литературы в старших классах, Елена Ерохина подчеркивает, что «нельзя сводить их к узкоутилитарным».

Миссия педагога, по словам Е. Ерохиной, — не подготовить детей к ЕГЭ, не заниматься натаскиванием на выпускное сочинение, навязывая шаблоны и образцы, а научить детей любить литературу, думать и грамотно выражать свои мысли».

Психологическая подготовка

Большое внимание в школах сегодня уделяется и психологической подготовке к экзаменам. Специалисты проводят с детьми тренинги на концентрацию внимания, памяти, силы воли.

Психологи советуют грамотно распределить свое время на сон, занятия и отдых, рекомендуют освоить техники саморегуляции. В числе их рекомендаций формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов, повышение сопротивляемости стрессу.

Они также призывают развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.

Формула успеха

Елена Беликова, учитель русского языка и литературы школы Зарайского района Московской области, вывела своеобразную формулу успешной подготовки к выпускным экзаменам, состоящую из нескольких слагаемых, в числе которых:

  • желание ученика сдать тот или иной предмет на высокие баллы;
  • правильный психологический настрой (ни в коме случае нельзя поддаваться панике, из-за нее можно допустить много нелепых ошибок);
  • участие в научных конкурсах и олимпиадах;
  • посещение элективных курсов и дополнительных занятий в школе;
  • самостоятельная работа учащихся по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, которая должна быть систематической, а не от случая к случаю.

Эта формула подходит для любого экзамена, независимо от предмета. И для любого ученика, который хочет сдать ЕГЭ на 100 баллов или просто получить хороший результат!

Ольга Дашковская



Новости





























































Поделиться