«Третье место» (англ. third place), названное так Рэем Ольденбургом (после дома – «номера первого» и работы – «номера второго») – «это родовое понятие для большого разнообразия публичных мест, в которых происходят регулярные, неформальные, добровольные, радостно ожидаемые встречи индивидов вне рамок дома и работы» (Р. Ольденбург. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / пер. с англ. А. Широкановой. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 58).
Эти места выполняют ряд функций по созданию сообщества. Они становятся важной частью городского ландшафта и одновременно частью повседневной жизни граждан.
По Р. Ольденбургу, третьим местам свойственна инклюзивность. Это общедоступные и поэтому часто посещаемые места.
Желая найти общение, человек может прийти туда в одиночку. В третьем месте люди чувствуют себя как дома.
Это нейтральная территория, где нет одного хозяина и есть возможность при желании прекратить общение, поскольку нет зависимости от конкретных друзей. Каждый пришедший туда человек – друг всех присутствующих.
Требования к участию скромные. Первостепенную роль играет не социальный статус человека и достигнутые им успехи, а его личность. Нет специальных критериев членства.
Таким образом, третьи места удовлетворяют потребность людей в неформальном общении.
В идеале третье место находится в шаговой доступности от дома, туда можно прийти как в рабочее, так и в нерабочее время и встретить знакомых. При этом третьи места не строятся в качестве таковых; скорее, построенные для других целей учреждения (чаще всего они неприметны внешне и не привлекают внимания) присваиваются теми, кто ищет себе место, чтобы провести время в хорошей компании.
Есть особая категория людей, завсегдатаи, которые создают особую атмосферу третьих мест, следят за соблюдением традиций и «принимают» новичков.
Третьи места собирают самую разнообразную публику, а текучесть ее состава обеспечивает новизну каждого посещения и, следовательно, новизну беседы – основного вида деятельности посетителей «третьих мест».
В качестве примеров третьих мест Р. Ольденбург подробно описывает английский паб, французское кафе, венскую кофейню, американскую таверну, немецко-американский «пивной сад», главную улицу (мейн-стрит) небольшого американского города.
В более поздних исследованиях к третьим местам причисляют не только места, так или иначе связанные с потреблением еды и напитков, но и общественные культурные центры, рынки, торгово-развлекательные центры, парикмахерские, общественные бассейны, спортивные залы, кинотеатры, церкви, библиотеки, парки и т.д.
Третьим местом может стать и событие, например, вечеринка, пикник, городское собрание. Уникальные возможности для возникновения третьих мест представляют собой виртуальные интернет-сообщества. В качестве третьих мест, набирающих популярность в России, называют коворкинги и антикафе.
Представляется, что городские читательские пространства – библиотеки, книжные магазины, «книжные» кафе, парки, изучением которых занимается наша лаборатория социокультурных образовательных практик, также могут рассматриваться как третье место. Здесь связующим звеном, вокруг которого строится общение знакомых и незнакомых посетителей, являются читательские впечатления и возможность коммуникации читателей друг с другом.