Без рубрики // Колонка

Не IQ единым

Впервые встретиться с термином «эмоциональный интеллект» мне довелось, когда я работала в одном вузе, готовящем психологов, и отдала образец своего почерка сотрудникам лаборатории устной и письменной речи для графологического анализа. В результатах экспертизы я и прочитала о том, насколько у меня развит эмоциональный интеллект.

Не IQ единым

Я нашла определение данного вида интеллекта, чем на тот момент и ограничились мои изыскания. Однако в последнее время об эмоциональном интеллекте приходится слышать и читать всё чаще.

Что же входит в понятие «эмоциональный интеллект»? В самом общем виде ЭИ (от англ. EI — emotional intelligence) — это способность человека осознавать свои эмоции и эмоции других людей, понимать причины их возникновения и в результате управлять ими.

Необходимость в выделении данного аспекта человеческого интеллекта была обусловлена стремлением понять, почему люди, имеющие достаточно низкие показатели по тестам IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития, «ай-кью»), порой добиваются бòльших успехов в различных видах деятельности, чем их «более умные» коллеги. Для измерения уровня развития эмоционального интеллекта существует понятие EQ (emotional quotient, эмоциональный коэффициент), предлагаются методики его диагностики, например, тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test, MSCEIT).

На данный момент существует ряд отечественных и зарубежных исследований эмоционального интеллекта (из сравнительно недавних, например: D. Goleman, 1995; T. Bradberry, J. Greaves, 2009; И. Андреева, 2011, 2017; А. Алешина, С. Шабанов, 2014). При этом, несмотря на бòльшую популярность одних моделей эмоционального интеллекта по сравнению с другими (например, широкое распространение получила модель Д. Гоулмана (D. Goleman, 1995), описывающая пять компонентов ЭИ: самопознание, саморегуляцию, социальные навыки, эмпатию и мотивацию), нет единого подхода к тому, какова структура эмоционального интеллекта и какие именно компоненты его образуют.

Наличие разнообразных точек зрения на этот счёт способствует появлению многочисленных характеристик развитого эмоционального интеллекта и рекомендаций, а также тренингов по его развитию. Например, в МГПУ прошёл международный семинар по проблемам эмоционального интеллекта и его роли в образовательном процессе «Подход SAT как один из элементов образования будущего» (подробнее см. здесь и здесь).

Исследователи эмоционального интеллекта сходятся в следующем: он, безусловно, необходим ребёнку и подростку для успешной интеграции в социум, взрослому — для эффективного взаимодействия с окружающими во всех сферах жизни. Представляется, что в настоящее время изучение и развитие эмоционального интеллекта стало таким популярным именно потому, что в современном мире самореализация человека невозможна без успешного взаимодействия с другими людьми — важную роль играет понимание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния другого, а также умение управлять эмоциями.

Интересно, что сегодня, когда говорят и пишут об успешном, всесторонне развитом человеке, таком, который сможет освоить «профессии будущего», можно встретить упоминания не только известных уже IQ и EQ, но и CQ — «коэффициента любознательности», VQ — «коэффициента жизненной энергии» и даже LQ — «коэффициента любви».



Новости





























































Поделиться