Изабель Ракофье, учитель и председатель Генеральной ассоциации учителей общедоступных начальных и подготовительных школ, в 2016 году организовала конгресс на тему «Самоуважение в раннем возрасте».
По словам Изабель Ракофье, важнейшая миссия AGEEM – изучать все педагогические средства, позволяющие улучшить ситуацию в подготовительных школах, основываясь на исследованиях и инновациях, способствующих раскрытию потенциала малышей.
Тема самоуважения у детей младшего возраста была в центре внимания на недавних заседаниях, проходивших в рамках обсуждения готовящейся реформы подготовительной школы.
В основе проекта реформы – труды знаменитого детского психиатра Бориса Цирюльника, посвященные укреплению уверенности в себе, необходимой детям, чтобы чувствовать себя комфортно в процессе обучения.
Если ребенок не уверен в себе, ему будет трудно говорить в присутствии других детей, он не будет проявлять инициативу. Ему трудно учиться письму, потому что он не верит, что способен выразить свои мысли.
Благодаря нейробиологии мы знаем, что ребенок, с которым плохо обращались в первые годы жизни, не сможет учиться в полную силу, потому что ему прежде всего приходится справляться со своим страхом.
Иногда недостаток самоуважения приводит к неуспеваемости в школе.
Помочь детям, которым не хватает уверенности в себе, осознать собственную ценность, – важнейшая задача подготовительной школы. Укрепляя самоуважение ребенка, мы помогаем ему раскрыть свои способности. Такой ребенок не боится говорить, потому что верит, что его услышат, в том числе в конфликтной ситуации или в ситуации школьной травли.
Все начинается с записи в подготовительную школу. Необходимо успокоить родителей, чтобы ребенок тоже успокоился. Следует показать ребенку и родителям школу, а еще лучше – позволить ему приходить в школу с родителями и там играть с ними, чтобы школа с самого начала ассоциировалась с чем-то приятным.
Очень важно создать в школе условия, близкие к домашним: игры, открытое пространство, в котором можно свободно перемещаться.
Необходимо организовать для детей физическую, театральную, музыкальную и художественную активность, способствующую развитию моторики, органов чувств, привязанности, общительности, помогающую ребенку успокоиться, самовыражаться, лучше узнать свое тело и чувствовать себя комфортно вне семьи.
В этой связи полезны занятия по концентрации, релаксации, дыханию, массаж, медитация. Существуют также многочисленные символические игры, позволяющие детям раскрыть себя и осознать свои эмоции. Например, сказки позволяют играть в страх («Красная Шапочка»), в грусть, печаль («Волк и семеро козлят»).
Учитель может помочь неуверенному в себе ребенку, признавая его творчество, ставя его в пример во время игры.
Если ученик все же очень не уверен в себе, можно обратиться к специалистам из Министерства образования, которые помогут создавать игровые ситуации в маленьких группах, где ребенок сможет обыгрывать собственные страхи, обмениваться с другими и строить свою личность.
Учитель должен использовать позитивную лексику, внимательно слушать ученика и быть доброжелательным. Также очень важна система оценивания достижений ребенка: здесь необходимы деликатность и осторожность.
Перевод с французского Александры Ратай