Блоги // Статья

Игра на публику

Многие родители задаются вопросом: как помочь ребенку уверенно чувствовать себя во время публичных выступлений, в том числе при выходе к доске. Где взять уверенность и каким образом можно побороть страх перед публичными выступлениями?

Игра на публику

Многие решают эту проблему, отдавая детейв театральную студию, которая, конечно, справляется со своей задачей. Однако не всякому ребенку подходит такой вариант. Альтернатива – заниматься дома. Я могу навскидку предложить вам список примерно из 10–15 упражнений на раскрепощение, тренировку речи и тела. Но чтобы был толк, их необходимо выполнять систематически. Контролируя выполнение упражнений ребенком, вы сами рано или поздно станете театральным педагогом и пойдете работать в школу.

На самом деле неплохо было бы разобраться с первопричиной. Что вызывает чувство неуверенности во время публичных выступлений? В первую очередь это, конечно, сомнение в актуальности и уместности информации, которую мы собираемся донести до аудитории. Плюс неуверенность в том, что получится воспроизвести материал на должном уровне. Это характерно для любого докладчика, будь то выступление у школьной доски или у флипчарта на презентации в крупной компании.

Если не уверен в материале, с которым выступаешь, лучше вообще не выступать. Так и поступают многие дети – попросту отказываются выходить к доске.

И вот мы нашли первую проблему. Как сделать материал настолько близким и родным, чтобы можно было уверенно выступать с ним перед любой аудиторией?

В поисках смыслов

Как дети учат стихотворения? В большинстве случаев это построчное заучивание и зубрежка. При воспроизведении текстов, выученных таким образом, часто меняются ударения в словах, отсутствует понимание каких-либо смыслов. И если такого чтеца остановить в произвольном месте, то продолжить он сможет, в лучшем случае повторив несколько предыдущих слов, в особо запущенных случаях – вернется к началу четверостишия. И это вполне закономерно.

Мозг не понимает, почему он должен помнить этот текст. Почему нужно получить за него пять? Зачем читать его перед всем классом? Когда читаю Дедушке Морозу, тот хотя бы дает подарок, а здесь будет просто цифра в дневнике.

Учим стих: Белеет парус одинокий…

Любой материал прежде всего нужно присвоить. Наш мозг естественным образом будет отчаянно отторгать чужеродную информацию. Нужно найти такую причину, по которой именно эти строки станут важными для ребенка, именно это стихотворение, именно этот доклад об Африке, именно эта теорема. Ребенок должен гореть желанием рассказать всему классу то, что он теперь знает.

Для начала нужно попытаться вскрыть смысл написанного автором. Что он хотел сказать своим произведением? Каким образом эта ситуация может быть близка ребенку?

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

О чем это стихотворение? Бывает ли у тебя состояние, когда не хочется общаться ни с мамой, ни с папой, ни с кем-то другим из родных, а хочется убежать далеко и быть одному? Вот так же и парус – он уплыл из родного дома, чтобы найти что-то в стране далекой. А может, на палубе этого парусника есть человек, который во время бури вывел свое судно в море.

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Вокруг него буря такой силы, что даже толстая деревянная мачта гнется от ветра. Я однажды видел такое, мне казалось, что дерево сейчас сломается пополам, но оно, как в стихотворении, гнулось и скрипело.

А почему он все-таки уплыл из дома? Счастья не ищет, но и не от счастья бежит. Он, наверное, вообще не знает, чего хочет. У тебя бывает такое? Представь, как страшно: ты не знаешь, чего хочешь, при этом один в море, а вокруг буря!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Но вот буря заканчивается. Теперь под ним светлая вода лазурная, над ним – солнце! Но очень странно – он просит бури! То есть он не может успокоиться, он рассержен, расстроен, как будто хочет всегда находиться внутри бури, как будто в бурях есть покой.

А теперь давай представим, что ты оказался в центре этого стихотворения, как будто в фильм попал. С какой стороны выплывает парусник, когда ты его замечаешь, и куда уплывает потом? Где сверкает молния, откуда идет буря? Расскажи эту историю, как будто ты там. Тебе, наверное, даже страшно за парусник – что с ним будет?

В тот момент, когда история станет актуальной для ребенка или он представит себя внутри нее, он сможет уверенно рассказывать стихотворение перед любой аудиторией.

И в жизни ждет тебя успех

Да, внутри теоремы представить себя сложнее. Это вам не Лермонтов. Но и здесь обычная зубрежка бесполезна, нужно стремиться к пониманию. Возьмем, к примеру, теорему Пифагора. Чтобы запомнить ее доказательство, придется использовать весь пол квартиры: с ниткой в руках, как древние греки, раскладываем пространство на треугольники и измеряем длину катетов и гипотенуз. И если ребенку интересно этим заниматься, то он с удовольствием расскажет потом то, что уяснил, своим одноклассникам, а заодно и учителю.

Итак, первый секрет выступлений – доскональное знание материала и эмоциональная сопричастность тому, о чем рассказываешь. Это обязательно!

Если чуда не происходит, и ребенок все равно стесняется выступать публично, подключайте все ресурсы, дайте волю фантазии.

Можно начать с попыток вообразить себя известным оратором, выступающим перед неграмотными крестьянами. Начать нужно, конечно же, с безупречного внешнего вида, одежды, прически. Все должно быть идеально.

Одной из причин, по которой дети боятся публичных выступлений, является несовершенство их внешнего вида. Растрепанная прическа, пятно/дырка на одежде, неудобный воротник – все это может выбить из колеи.

Воспроизвести до мелочей образ известного оратора никогда не помешает. И придаст уверенности в себе.

Еще один способ защищаться, например, перед строгим авторитетным жюри, – представлять их во время выступления в несуразных ситуациях. Либо вообразить, что перед тобой фантастическая публика из эльфов и троллей, которым ты представляешь свой интереснейший доклад.

В общем-то все это уже из области ролевых игр. Мы каждый день играем в такие игры, сменяя одну социальную роль другой. Таким же образом дети могут использовать подобные игры для успешных публичных выступлений.

Также для тренировки публичных выступлений могут помочь современные технологии. Например, существует приложение для очков виртуальной реальности, которое называется Speech Center. Программа моделирует конференц-залы с различной аудиторией, можно регулировать наполняемость и качество аудитории, уровень шума и другие параметры.

Отработав первые два шага – присвоение материала и создание собственного ораторского образа, – можно протестировать свои навыки в виртуальной реальности. Так ребенок окончательно убедится, что превосходно подготовлен к выступлениям, а информация, которой он обладает, может привлечь внимание даже виртуальной аудитории, не говоря уже об обычных учителях и одноклассниках.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться