Российским школам нужны технологии и методики обучения, которые будут способствовать формированию у учащихся исследовательских компетенций. Такое мнение высказал ТАСС директор института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета Дмитрий Исаев.
«Российским школам нужны новые технологии и новые методики обучения, которые позволят формировать у учащихся исследовательские компетенции. Это даст ученику возможность быть успешным в любой профессии. А на текущий момент у нас традиционно преобладают «знаниевые компоненты»: научить чему-то, чтобы человек это знал. Он выучил, запомнил, повторил, а потом забыл или помнит, но никак это не использует», – сказал собеседник агентства по итогам пленарного заседания открывшейся в Челябинске конференции по вопросам учебно-исследовательской деятельности учащихся.
По словам Исаева, чтобы формировать в учениках исследователей, во-первых, нужно менять учебники. «На сегодняшний день у многих авторов учебников и учителей основным критерием является, знает ученик материал или нет. Это не всегда важно, главное, научить ученика добывать знания, критически к ним относиться. <…> И вот эти методологические знания на сегодняшний день далеко не во всех учебниках даются и далеко не во всех курсах формируются», – пояснил эксперт.
Во-вторых, нужно перестраивать работу учителей, считает он.
«Какие бы учебники ни были, учителя должны давать ученикам наблюдать явление, делать выводы о том, почему оно протекает, убеждаться в том, верны ли предположения о природе явления. Важно направить ученика в исследовательское русло», – подчеркнул Исаев.
Всероссийская научно-практическая конференция «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся: от замысла к итогам. Проблемы решения», в рамках которой ученые, авторы учебников и учителя обсудили проблемы обучения детей, проходит в Челябинске 22–23 марта. В числе организаторов конференции – Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Министерство образования и науки Челябинской области, Центр физико-математического образования корпорации «Российский учебник», комитет по делам образования города Челябинска.
Александр Чирков