Блоги // Статья

Учитель – друг человека

Мы, учителя, как правило, боимся открываться детям. И хотя тут и там звучит, что с ребeнком нужно быть наравне, но что такое это «наравне» на самом деле? Например, круг друзей: все равны, у каждого есть полная возможность быть самим собой, все друг другу доверяют. Наравне – значит, можно поделиться своими проблемами, пошутить и даже подколоть кого-то из друзей.

Учитель – друг человека

Дети, которых вы обучаете, должны стать вашими друзьями. И только тогда возникнет подлинное «наравне», когда вы сможете при них опечалиться, что умерла ваша любимая кошка, или радостно сообщить, что купили себе новую книгу; пожаловаться, что не попили утром кофе, и признаться, что опоздали на первый урок, потому что проспали... Учитель не должен быть идеалом, точнее, он должен быть неким идеалом для ребeнка, но идеалом не клишированным, а живым, а живые идеалы живут, спят, едят и, конечно, ошибаются. Откройтесь же и будьте на уроке самими собой! Покажите детям, что вы человек, а не машина, созданная с одной целью – обучать. Расскажите им, что у вас тоже есть свои интересы, что ваша жизнь не заканчивается на школе, проведении уроков и подготовке к ним.

Кто совсем не ошибается? Только робот. Так вот, попробуйте подтвердить, что вы не робот, и тогда многое изменится – ведь сразу дети почувствуют, что вы теперь наравне с ними и вам можно доверять.

Исчезнет множество неловкостей, возникающих в формальных отношениях «учитель-ученик». А главное – исчезнет страх, причем с обеих сторон. Вы перестанете бояться ошибиться в выполнении каждодневных алгоритмов, а ваши дети (только тогда вы с полным правом сможете назвать их «своими») перестанут бояться ошибиться (и в ответе, и в поведении).

Многие боятся невольно переступить тонкую грань между доверием и панибратством. Этот страх оправдан: здесь действительно всe очень тонко. То ли дело в случае «классических» взаимоотношений – там всe линейно и просто: учитель учит, ученик учится: молча сидит на уроке и прилежно выполняет домашние задания. «Здравствуйте», «До свидания», «К доске», «Урок окончен» и так далее и тому подобное.

Но как только разговоры и поведение выходят за рамки «классических норм», мы попадаем в зону риска, и здесь нужно думать, анализировать и выбирать траектории общения – и будем честны: не все готовы это делать. Здесь мы постоянно идeм по тонкой линии между строгостью (я бы даже сказал: деспотичностью) и панибратством, но именно на этой линии и находится всe самое интересное, увлекательное и приятное, что есть в процессе образования: именно на этой линии лежат самые продуктивные взаимоотношения между учителем и учеником. Как же ступить на эту дорожку, ведущую в педагогический Эльдорадо?

Например, наша учительница русского и литературы постоянно приглашала нас в гости на чай и пироги – мы с удовольствием ходили, сидели за столом и заслушивались ее рассказами о себе, о прошлой школе, в которой она работала, о ее родном городе и его достопримечательностях. Как-то раз мы даже ездили туда на экскурсию и пили чай уже дома у еe родителей. Но при этом за всe время в наших с ней отношениях не было ничего выходящего за известные границы. Зато на уроках мы с удовольствием обсуждали книги и писали сочинения.

Будьте смелыми! Попробуйте однажды начать урок не с темы, а с рассказа о том, что произошло с вами сегодня утром, что примечательного вы заметили по пути в школу, попробуйте спросить об этом же детей и внимательно их выслушать.

Вы сейчас думаете, каким же образом разговор об утренних приключениях может запустить тему урока?

Подобные разговоры поднимают эмоциональную составляющую урока, которая должна быть на любом предмете, будь то литература, физика, математика или химия. Изучение любого предмета будет проходить продуктивнее, если в классе создана удачная эмоциональная атмосфера. И здесь нужно обладать мастерством, чтобы из такого разговора вывести детей на тему домашнего задания. Как понять, что пришло время переходить к теме урока? Вы это сами почувствуете. Кто-нибудь из детей обязательно проговорится, что видел клумбу в виде интересной геометрической фигуры или же сложил все номера трамваев, которые видел по пути в школу, и получил невероятно большое число.

Очень часто учитель слушает ребeнка формально: вопрос задан, нужно выслушать учеников и дождаться правильного ответа. Но что делать с неправильными ответами? Просто забыть?

А может быть, задать какие-то неожиданные вопросы, создать ситуацию, в которой неправильный ответ приведeт класс в движение, подтолкнет к размышлениям, из которых родится шаг к следующему вопросу и с помощью первого неправильного ответа начнется увлекательное путешествие в мир темы урока?



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться