Гениальный физик Ричард Фейнман, нобелевский лауреат по физике 1965 года, приводит в своей автобиографической книге «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман?» разговор с японским послом в США. На вопрос автора воспоминаний: «Почему после катастрофического разгрома 1945 года Японии так быстро удалось встать в один ряд с крупнейшими технически развитыми странами и во многом их опередить?» посол ответил так: «Я думаю, что в основном потому, что японцы считают самым главным получение их детьми образования намного лучшего, чем имеют они сами. Даже дети крестьян в Японии получают благодаря такой установке самое лучшее образование, которое они способны осилить».
В японской культуре почитание учителя, что называется, в крови. И это не пустяк.
Социальные психологи поставили ряд экспериментов, проясняющих роль авторитета учителя в успешности обучения. Вот описание одного из них, поставленного в Америке. Представьте себе четыре примерно равных по различным измеряемым параметрам группы студентов. В каждой из них один и тот же молодой преподаватель читает одну и ту же лекцию. После лекции измеряется степень усвоения материала.
Разница же заключается в том, что первой группе преподавателя представляют как стажера, второй – как преподавателя, третьей – как ученого, а четвертой – как ученого, который сам разработал и получил результаты, которые представляет в своей лекции. Вы уже догадались, как изменялась обучаемость студентов в разных группах. И сами себе легко объясните причины этого.
Конечно, авторитет зависит и от самого учителя, и от отношения общества к его профессии. Я утверждаю, что последние как минимум двадцать лет престиж учительской профессии в нашей стране только падал. Доказательств этому сколько хотите. Причины тоже понятны.
Это и низкая оплата труда, и недостаточное внимание к профессии со стороны государства, и навязывание учителю функций, которые не являются для него профессиональными.
Но самое страшное – это положение учителя как рабочего на конвейере.
Поставьте человека на конвейер, лишите его доверия, проверяйте каждое его действие – вот вам инструкция по превращению «архитекторов знаний», каковыми должны быть учителя, в пролетариат «как бы умственного труда». Инструкция по развалу образования. Кстати, инструкция, успешно воплощаемая в жизнь.
Средства массовой информации также хорошо «оттоптались» на авторитете педагога.
– Пенсионер, бывший учитель, облил кислотой подростков, которые громко разговаривали в подъезде!
– Учительница довела ученика до самоубийства!
Вот такие две новости прошли практически одновременно по федеральным каналам, а фоном послужил сериал Гай Германики «Школа».
Я бы не стал на это обращать внимания, но такой «чернухи» полно, а вот противостоящих ей позитивных сюжетов как-то не видать… И вовсе не потому, что их не найти в жизни. Несмотря ни на что, в стране есть прекрасные учителя, очень сильные директора школ – но не они герои СМИ.
Нас давно уже учат жить певцы и актеры, а значит, делает выводы молодежь, они весомее, значимее, умнее.
Как-то, лет десять назад, прочел, что подготовка военного вертолетчика в США стоит примерно 30 млн долларов. Это примерно цена вертолета. Подготовка хорошего специалиста стоит дорого. Кстати, кто-нибудь может подсказать, сколько стоит подготовка педагога в России?
Если кто-то думает, что обучить профессионала-учителя – дешево, этот «кто-то» сильно заблуждается. Учитель географии должен объездить мир. Учитель иностранного языка – пожить в языковой среде. Учитель физики должен постоянно видеть, «щупать» новейшие приборы. В аудиториях, где растут будущие учителя, должны выступать яркие ораторы, мыслители, ученые…
Я помню, как на одной из ранних конференций «Эврики» Сергей Курганов читал свое школьное сочинение. А мы слушали и боялись громко вздохнуть. Это была настоящая литература, да и читал-то как! Вот так: дал детям тему сочинения и сам написал на эту тему. Профи.
Ладно, чтобы не растекаться мыслью по древу, кратко формулирую программу:
1. Повышение престижа профессии.
a. Резкое сокращение бюрократического давления.
b. Увеличение оплаты труда.
c. Профессиональные конкурсы (учитель математики должен знать математику, учитель языка должен владеть языком и пр.).
d. Внимание со стороны высшего руководства государства (например, премии победителям федерального конкурса педагогов вручает президент России)
e. Пересмотр программ подготовки педагогов, увеличение финансирования.
f. Поддержка средствами искусства и культуры (ну почему бы не снять художественный фильм по трилогии Вигдоровой, например? Ну просто замечательный готовый сюжет для сериала).
g. Уважение к профессии: снятие всяческих неоплачиваемых добровольно-принудительных обязанностей – от покраски парт до дежурства на улице и обеспечения работы выборных участков.
2. Увеличение разнообразия образовательного пространства, включение механизма конкуренции.
a. Зеленый свет семейному образованию.
b. Всяческая поддержка частных образовательных инициатив, образовательного бизнеса.
3. Формирование моды на знания, умения, высокую компетентность (кстати, в 1960-е годы в СССР это удалось сделать – тогда был рывок в образованности населения).
А можно как-то попроще, подешевле? Можно, но и результат будет «как обычно»: пони бегает по кругу…