Вот выступает важный человек из системы высшего образования. Он говорит с долей удивления: мы открыли студентам простор для инновационной деятельности, объявили конкурс, дали возможность консультироваться с экспертами и работать в лабораториях и даже денежную поддержку. А результаты очень скромные. Ну, не идут студенты в новаторы…
Вот выступает другой – из топ руководителей крупной государственной компании. И говорит: у нас есть заказы. У нас есть финансы и производственные мощности, но у нас некому работать. Большой дефицит кадров, прежде всего инженерных. Да и квалифицированных рабочих тоже.
А потом выступаю я. Говорю: дорогие мои коллеги! Ну как можно ждать от студентов высокой инновационной активности, если до этого им 11 лет утаптывали мозги, лишая самостоятельности, никак не развивая смекалку и гибкость мышления? Никак не давали именно то, что делает человека изобретательным, формирует активную жизненную позицию.
А чтобы получить квалифицированных специалистов, да ещё в мире, где каждый год производство модернизируется, учить и учиться нужно совершенно иначе. Я успел поспрашивать студентов в разных регионах и из разных вузов. Да, есть замечательные преподаватели, есть интересные учебные курсы, но это исключения. А в большинстве вузов (особенно провинциальных) преподаватели читают нудные лекции по пожелтевшим листочкам. Один читает, остальные пишут: копировальная машинка вместо активного включения в процесс познания.
Ещё я говорил о том, что если уж заботиться о развитии региона и думать стратегически, то нужно вкладывать в образование родителей. Действительно, чтобы получить права, мы все изучаем теорию, потом практику, потом сдаём экзамен. То есть чтобы быть водителем, нужно обучиться. А вот чтобы быть родителем, выходит, – нет. Видимо, воспитание ребенка гораздо более простая деятельность, чем вождение автомобиля…
После моего эмоционального выступление ко мне подходили люди, благодарили, говорили хорошие слова. Проявило интерес местное телевидение и попросило интервью. И вот после интервью случилось нечто для меня было очень показательное.
Прозвучал вопрос: Анатолий Александрович, а не хотите ли вы провести серию телевизионных передач для родителей? Да, ответил я, это очень актуально. И тогда, немного стесняясь, меня спросили: а сколько вы готовы заплатить за эту серию?
Опа! У меня случилась этакая «встреча с чудом».
Друзья мои, пока вопросы решаются вот так, пока забота о повышении квалификации населения – как сейчас любят говорить,«человеческого капитала», – не более чем пустые слова, образование будет стоять на месте. Поэтому будь я президентом, прежде всего я бы дал мощный, однозначно трактуемый сигнал всем федеральным и региональным бюрократиям: ваша работа будет оцениваться в значительной мере тем, что и как вы сделали для повышения квалификации людей. Что и как вы сделали, чтобы результаты образования вашего региона были высокими. И поверьте, есть немало возможностей проконтролировать эти результаты. Это такой первый шаг, примитивный, как дубина… Но в наших условиях вполне себе уместный.
Продолжение темы в следующей публикации.