Игорь Реморенко:
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
У меня также есть предложение касательно школьников. Я сейчас работаю в педагогическом университете, а больше 30 лет назад учился здесь, в физматшколе Новосибирского университета. Это была, конечно, интенсивная подготовка по физике и математике в университете, но именно в этот Дом учёных мы ходили и встречались с учёными, которые вели международные исследования… Это были наши отечественные учёные, работавшие в международных научных коллективах. Например, я ходил к профессору Александру Михайловичу Обуту, который участвовал в международных коллаборациях по исследованию генезиса музыки аборигенов. Сравнивались музыкальные культуры Африки, Австралии, Южной Америки и т.п. Это страшно интересно, поскольку действительно междисциплинарная вещь, которая косвенно демонстрировала нам, что Россия вполне может быть лидером в таких международных и, казалось бы, не очевидных проектах.
Конечно, сейчас привлекать учёных, которые работают на международном уровне, к занятиям с детьми можно, но довольно нечасто, потому что это очень интенсивная работа, у них просто на это нет времени. Но сейчас появилась практика, пока пилотная, с «Сириусом», с Лигой школы «Роснано», когда на базе научных проектов создаются школьные задачи. То есть проблематику научных исследований можно так трансформировать, так методически препарировать, что сделать хорошие, очень продвигающие школьников учебные пособия.
Может быть, стоит сделать такую библиотеку по мотивам международных научных проектов – «Россия в глобальной науке»? «Россия в глобальной науке» – это учебные пособия с задачами для школьников. Таким проектом мы могли бы очень хорошо поддержать профильные классы школ, которых сейчас становится всё больше (инженерные, медицинские, академические сейчас создаются). Таким проектом мы могли бы привлечь школьников к глобальной, серьёзной науке в будущем.
Вопрос ВО: Игорь Михайлович, почему вы вышли с таким предложением?
Ответ: Бытует мнение, что школьное образование – это длительное послушание, которое надо пройти, прежде чем детей допустят к решению действительно интересных практических задач. Дескать, школьное образование – фундамент, который закладывает основу для будущих прикладных знаний. На мой взгляд, это серьёзная ошибка. Школьное общее образование – это и фундамент, и практические навыки. Рискну утверждать, что одного без другого не бывает. Настоящие прочные фундаментальные знания базируются на моделях и обобщениях, связанных с решением сложных практических задач.
Это напрямую касается крупных международных проектов. На их основе можно сконструировать различные учебные пособия, учебные кейсы, доступные методические материалы, которые с удовольствием будут использовать учителя профильных классов. Да и не только они. Для каких-то ребят это станет серьёзным стимулом найти себя в науке, в инновационном секторе экономике. Я в самом деле верю, что разнообразие хороших учебных материалов работает на развитие образования. Потому и сделал такое предложение.
Вопрос ВО: Президент поддержал это предложение?
Ответ: Поблагодарил, но надо дождаться итогового протокола. Коллеги после заседания Совета говорили мне, что, в самом деле, это нужное направление работы.
Соб.инф.