Блоги // Тема дня

Каким могло бы быть итоговое сочинение?


Каким могло бы быть итоговое сочинение?
Фото: ugra-tv.ru

Итоговое сочинение отшумело 5 декабря и уже забылось как не бывало: в моем гуманитарном классе Лицея ВШЭ с ним справились все – и было бы странно, если бы было наоборот, так как ребята отбирались с конкурсом в шесть человек на место, а у нас по стране с первого раза получают обычно свой законный зачет и допуск к ЕГЭ 97% пишущих.

Бессмыслица этой работы очевидна, кажется, даже для министерства, иначе на пятом году ее проведения давно бы уже «зачет/незачет» заменили на полновесную оценку.

Что касается мыслящей части учительства, особенно словесников, на плечи которых упала сия «радость», то они все понимают гораздо лучше, чем чиновники от образования – и выражений давно не выбирают.

Впрочем, недавно в РАО РФ команда питерских методистов представляла новую модель «итогового сочинения», из которой стало понятно, что никаких рациональных выводов из этого эпического провала сделано не было. Скажем, стараются не вспоминать, что фактически не выполнено поручение президента, сопровождавшее «возвращение» этого «итогового сочинения»:

«9) обеспечить начиная с 2014/2015 учебного года учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования (доклад – 1 августа 2014 г.)».

Если первоначально около 200 вузов включилось в эксперимент по перепроверке написанных в школе сочинений и начисления дополнительных вступительных баллов, то сейчас число энтузиастов среди них можно пересчитать по пальцам. Основная причина – абсолютная незаинтересованность вузов в тех сомнительных «компетенциях», которые проверяет такого рода «метапредметное, но литературоцентричное сочинение».

Тем не менее, если предположить, что назад дороги нет и «итоговым сочинением» еще планируют некоторое время пытать выпускников в то самое время, когда у них каждая минута и каждая толика жизненных сил на счету, можно попробовать пофантазировать, каким могло бы быть это самое сочинение, чтобы в нем проступил хоть какой-то смысл и как результат – возникла заинтересованность со стороны вузов. Думается, для этого его нужно сделать действительно метапредметным, не привязывая в действительности лишь к одному из школьных предметов – литературе. Более того, выделить, предположим, 10–12 предметных блоков, в рамках которых и определять ежегодный перечень тем, на которые в школах потенциальные абитуриенты писали бы свои работы.

Я бы предложил следующие блоки:

  • Математика и экономика.
  • Химия и биология.
  • Физика и астрономия.
  • История и география.
  • Русский язык и литература.
  • Право и обществознание.
  • Искусство и культура.
  • Здоровье и спорт.

Блоков может быть гораздо больше – все это является предметом экспертного обсуждения.

Но в декабре выпускного года школьники, выбравшие, скажем, направление «Право и обществознание», могли бы писать сочинение на тему не «Береги честь смолоду», а «Чем современное понимание чести отличается от дворянского» или «Самая важная для меня статья Конституции РФ». «Мат-эки» – математики с экономистами – рассуждали бы о нравственных аспектах обладания большим капиталом или границах применения математических моделей. Даже филологи могли бы наконец оторваться и не притягивать к проблеме чести за уши Гринева с Ростовым, а порассуждать о том, какие возможности перед автором открывает повествование от первого лица или стоит ли бояться неконтролируемых заимствований из иностранных языков.

Над такими темами мыслящим школьникам, надеюсь, было бы интересно подумать – а немыслящих стоило бы от написания сочинения освободить.

Зато написавшие могли бы действительно подавать свои сочинения в вузы, и на соответствующих факультетах, перепроверяя их, имели бы речевой портрет их абитуриента (что говорит и как), давая дополнительные баллы тем, кто очевидно выбрал направление подготовки осознанно, готов логично и компетентно рассуждать на темы, имеющие непосредственное отношение к этому факультету.

И готовить к написанию таких сочинений предметникам было бы гораздо интереснее, ведь становится понятным, как даваемые в рамках их дисциплины знания связаны с нашей повседневной жизнью, нашими ценностями и предпочтениями. А заодно это бы здорово разгрузило дорогих моему сердцу словесников, которые и так тащат на своих плечах подготовку к двум выпускным экзаменам – русскому языку и литературе.



Читайте также в рубрике «Блоги»

Новости





























































Поделиться