Качество образования // Тема дня

Итоговое сочинение: в поисках аргумента

​5 декабря 2018 года в пятый раз все выпускники страны пишут итоговое сочинение – плод, похоже, безуспешных попыток его инициаторов угрозами недопуска к ЕГЭ засадить за книгу нынешнее поколение школьников и всунуть им в руки перо, чтобы они затем «описали свои читательские впечатления».

Итоговое сочинение: в поисках аргумента
Фото: new.vzaimodeystvie.ru

Лишь на пятом году в критериях ФИПИ появилось одно важное изменение, избавившее пишущих сочинение от существенной нелепицы. Критерий «Аргументация» теперь нацелен на «проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала» вместо «на проверку умения использовать литературный материал… для аргументации своей позиции», как это было еще год назад.

Иначе говоря, рассуждая на ту или иную морально-этическую тему, школьник не обязан больше обосновывать необходимость поступать нравственно ­тем, что нравственно ведут себя положительные герои литературы, а безнравственно – отрицательные.

Обращение к литературному произведению теперь понимается как способ проиллюстрировать свою мысль, подсветить ее при помощи художественного образа, интерпретируя его в нужную для тебя сторону.

Потому как эксперты, перепроверяющие в вузе сочинения, теряются, не зная, как оценивать «аргумент», что «беречь честь смолоду» следует потому, что так поступал Петя Гринев, а Швабрин – наоборот.

Правда, вновь остро встает вопрос о том, что же тогда является «аргументом», при помощи которого можно «доказать свою позицию», если не пересказ программного текста (за искажение которого и незачет можно получить!). Вот, скажем, выберешь ты (как, судя по прошедшим в нашем Лицее «пробникам», и большинство твоих одноклассников) тему из тематического направления этого года «Отцы и дети»: бог весть, как конкретно она будет сформулирована, но, скорее всего, будет крутиться вокруг либо конфликта поколений, либо их преемственности. Чем можно аргументировать твое, возрастным максимализмом обусловленное, убеждение, что старшее и младшее поколение всегда конфликтуют и не понимают друг друга? Пример из романа Тургенева «Отцы и дети» (который, боюсь, возненавидят после проверки сочинений многие учителя), как уже было сказано, в качестве аргумента больше не засчитывается, тем более что старший и младший Кирсановы в романе вовсе не конфликтуют, а напротив, обнаруживают полное согласие и по вопросам любви и брака, и по вопросам работы в поместье. Остается надеяться на одного себя и свою сообразительность.

По-видимому, лучшим аргументом в таком случае остается логически стройное рассуждение, развернуть которое можно, если буквально «прицепиться к словам».

Сказано: «береги честь смолоду»… А что такое «честь», как ее понимали тогда и как сейчас; что значит ее «беречь»; почему ее надо беречь именно «смолоду»? Уже есть о чем поговорить, по каждому из вопросов высказав свое суждение. То же и с конфликтом (ну или с преемственностью) поколений. Логично предположить, что если бы дети совершенно не учитывали опыта своих родителей, слепо повторяя их ошибки, как и если бы, напротив, жили только этим опытом («богаты мы, едва от колыбели, ошибками отцов и поздним их умом»), то жизнь попросту остановилась бы. Значит, можно уже сделать вывод, как важно, учитывая чужой опыт, не бояться получить свой собственный; преодолевать родительское сопротивление, помня при этом, чем продиктованы родительские тревоги и предостережения.

Правда, если так писать, сочинение выйдет несколько умозрительным, голословным в своих тезисах. Поэтому самое время прибегнуть еще к двум разновидностям аргументов – апелляции к личному опыту и/или к авторитетному мнению. Тем более что личный опыт необязательно означает, что ты сам пережил то, о чем рассуждаешь: так, нынешние школьники вряд ли могут авторитетно говорить о том, как нужно хранить «верность в браке» или даже «верность Родине» (была и такая тема), так как далеко не все имели соответствующий опыт. Но знания из истории, далекой или недавней, жизнь современного общества подбрасывают немало весомых аргументов в пользу высказанной тобой точки зрения: скажем, найти примеры в прошлом и в настоящем, когда сын не подчинился родительской воле – и доказал свою правоту, вовсе не сложно (от Ломоносова и Некрасова – до рокера Фредди Меркьюри и рэпера Оксимирона: вопрос только, примут ли такие аргументы проверяющие сочинения эксперты). Что касается «авторитетного мнения», то здесь подойдет не только высказывание известного лица, но даже художественное произведение! Просто взято это произведение должно быть не как некий кейс, не как описание реального случая с реальными людьми, но как художественное высказывание писателя на избранную тему. То есть говорить придется не о поведении героев, а о том, почему автор захотел, чтобы герои повели себя так, а не иначе (в том числе подобно Татьяне Лариной и якобы вопреки собственному авторскому намерению).

Боюсь только, такой уровень постижения художественного произведения далеко не для всех доступен – просто в силу того, как устроен школьный предмет «литература» (причем с грустью имею в виду тут вовсе не только школьников). А значит, и в нынешнем году придется ожидать вала работ, авторы которых, не успев высказать тезис, тут же бросаются его «аргументировать» развернутыми пересказами сюжетов программных произведений – так, как будто они не сочинены досужим автором со своими целями, а произошли непосредственно с близкими или знакомыми автора сочинения.

И юные читатели все меньше будут понимать, чем художественный вымысел отличается от жизненного факта, а литературный сюжет – от новостей или баек.

Что, боюсь, станет еще одним шагом к естественному завершению проекта под названием «Школьный предмет “литература”», по крайней мере в его нынешнем формате.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube