Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Василий Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель
Ребенок, действительно, зачастую отражение семьи, однако не каждый родитель готов или хочет посмотреть в это отражение. И я подозреваю, что особенно сложно посмотреть на отражение, если в нем видны не самые приятные чувства, эмоции или поведение ребенка. Безусловно, отражение еще хорошо бы разглядеть и понять, потому что оно может быть неочевидным, мало того, еще и искаженным, ведь часто одно подменяется другим, а иногда и вовсе заменяется. Речь пойдет об агрессии, детской агрессии. Как же нам, родителям, трудно это чувство принять или увидеть как некое отражение семьи или отдельных ее членов. Особенно невыносимо тогда, когда вроде как с ребенком прекрасно все обращаются, не бьют, не наказывают, а он выходит на площадку и лупит всех подряд лопаткой – не остановить, или при каждом посещении бабушки кошка или собака прячется под диван.
Опыт показывает, что детскую агрессивность замечают обычно очень рано, а тревогу бить начинают значительно позднее, когда многое уже упущено, и бороться с существующими нарушениями гораздо труднее. Вероятнее всего, стыд того самого отражения мешает родителям вовремя обратиться за помощью, потому как в обществе быть агрессивным или злым – это плохо, всеми осуждаемо и порицаемо. Хотя благодаря агрессии мы можем отстаивать свои границы, выражать протест, удовлетворять свои потребности и т.д. Но детская агрессия не выглядит как отстаивание своих границ, а чаще выглядит не очень понятно, зачастую неуместно, а порой и вовсе неадекватно. Да, как правило, истоки детской агрессии лежат не в подростковом кризисе или начальной школе, а в младшем дошкольном периоде, до пяти-шести лет. Это как раз тот возраст, когда вопросом коррекции заниматься очень своевременно и целесообразно.
Какими могут быть причины детской агрессии?
- Очень часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический диагноз или заболевание центральной нервной системы.
- Агрессивность как средство психологической защиты от сознательного или бессознательного неприятия родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия базового доверия миру.
- Различные нарушения семейного воспитания. Наиболее распространенным являются чрезмерное строгое, запугивающее воспитание, вседозволенность, непоследовательность или разные стили воспитания у разных членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.
- Нарушенная исследовательская активность ребенка. Такие дети просто не способны или не научились оценивать эмоциональные последствия своей активности.
- Агрессивность как что-то другое, например детское упрямство (от двух до четырех лет). Это скорее не агрессия, а сопротивление – миновал кризисный возраст, и всю агрессивность как рукой сняло.
Исходя из причин агрессивного поведения, можно предположить, что ребенок не очень-то и виноват в том, какой он. Ребенок действительно отражает своим поведением что-то сломанное внутри семейной системы или рода, а не то, что часто слышишь от уставших родителей – «просто он такой родился» или «вот такой у нас ребенок, нам не повезло».
Агрессия ребенка – это сигнал о том, что что-то сильно не так у нас, родителей, услышав который, мы можем измениться сами и помочь ребенку. Конечно, если наберемся смелости взглянуть в это зеркало и увидеть прежде всего проблему в себе, а не в ребенке.
Что делать родителям, если ребенок агрессивен?
Безусловно, хорошо бы понять причину подобного поведения ребенка. Если получается самостоятельно, это прекрасно, если нет, то, конечно, стоит обратиться к детскому или семейному психологу.
Если причина агрессивности – в чрезмерной избалованности ребенка или непоследовательности в воспитании, собирайте «семейный совет» и вырабатывайте единую тактику (система семейных табу, единый способ реагирования, единый способ воспитания) и, конечно, долго и внушительно обучайте ребенка адекватному выражению своего гнева и ярости. Примером такого поведения прежде всего должны быть сами родители, рассказывающие о своих чувствах гнева и ярости непосредственно в контакте.
Если причиной агрессивности сильного и активного ребенка оказалась «заорганизованность» его жизни, обилие запретов и воображаемых опасностей, то родителям хорошо бы «отпустить» и предоставить адекватную его возрасту самостоятельность, включая длительные прогулки, спортивные секции, чтобы было где выплескивать избыток энергии.
Если ребенок перенес длительный стресс, болезнь или просто тяжелый период в жизни семьи сделал его полудиким и агрессивным, то такой ребенок нуждается в длительной и постепенной реабилитации. Ему нужно вернуть веру в доброту мира, убедить в том, что открытость и отзывчивость являются лучшей защитой, чем постоянно оскаленные зубы.
Но если агрессивность – один из симптомов серьезного нервно-психического заболевания, то никакая самодеятельность тут неуместна, и борются с ней в таком случае в тесном контакте с детским врачом-психиатром, скрупулезно выполняя все рекомендации.
Закончить хочу словами Алис Миллер:
«Люди с ненарушенной в детстве целостностью душевной сферы, которые в детстве чувствовали, что родители относятся к ним с уважением, не лицемерят и готовы защитить их, в последующие годы становятся эмоционально восприимчивыми и способными к состраданию. Они будут радоваться жизни и не будут калечить, а уж тем более убивать себя или других людей. Сила им понадобится для самообороны, а не для агрессии. Они с уважением будут относиться к слабым, а значит и к своим детям…»