Образование все чаще ощущается как проблема персональная или семейная, и каждый решает ее по-своему, руководствуясь желанием достичь наилучшего из возможных результатов.
Родитель старается определить, как и где учить своего ребенка, работодатель включается в подготовку своих будущих кадров, образование все больше сегментируется, отвечая на конкретные, подчас точечные запросы и часто демонстрируя прекрасные примеры. Однако за деревьями разрозненных усилий все сложнее увидеть леса.
Образование претерпевает серьезный кризис прежде всего как социальный институт с ясными целями и функциями, высоким авторитетом и внятным ответом на социальные потребности.
В отсутствии этого образование становится не только уязвимым, но и с высокой вероятностью ненужным, легко заменяемым и подменяемым другими социальными практиками.
В современном виде мы получили образование в наследство от индустриального общества. Его массовость – это ответ на потребности механизированного и хорошо отлаженного машинного производства бесперебойно получать необходимые кадры.
От таких людей в первую очередь требуется пунктуальность, умение исполнять инструкции, многократно и рутинно воспроизводить вверенные им производственные операции. И начинать такую подготовку стоит с детства, чтобы желаемые качества были усвоены наилучшим образом. В этом на помощь приходит «скрытый учебный план» (hiddencurriculum).
Как пишет Э. Тоффлер в книге «Третья волна» (1980), обучая арифметике, чтению, письму, истории и другим предметам, массовая школа по своей сути решала другую, фундаментальную, задачу – она приучала:
- беспрекословно соблюдать иерархию,
- слушаться указаний,
- однообразно выполнять задания в строгой привязке к времени.
В конце XX века «скрытый учебный план» обратил на себя пристальное внимание социологов П. Фостера и Р. Гомма. Их беспокоили проблемы неравенства в образовании. Они отвергали понимание учебного плана как нейтрального инструмента подачи знаний, преподнося его как поле конфликта социальных интересов.
Учебный план, по мнению Фостера и Гомма, используется для доминирования одних социальных групп (носителей разнообразных капиталов – культурного, финансового, социального) над другими.
Именно так воспроизводится и закрепляется неравенство в обществе.
Более того, была поставлена под сомнение сама идея обязательного школьного образования. Школа сформировалась для решения четырех основных задач:
- опекать детей, оберегая от влияния улицы,
- распределять между ними роли, которые они добровольно займут в обществе,
- вырабатывать у них общественно значимые ценности,
- передавать полезные знания, умения и навыки.
Сегодня школа опекающая, унифицирующая и готовящая с раннего детства к трудовой деятельности, не отвечает запросам времени, и общество ищет ей альтернативы.