Качество образования // Статья

Образование в кризисе: взгляд социолога

«Скрытый учебный план» больше не работает. Каким быть образованию XXI века?

Образование в кризисе: взгляд социолога
Фото: vseobr.com

Образование все чаще ощущается как проблема персональная или семейная, и каждый решает ее по-своему, руководствуясь желанием достичь наилучшего из возможных результатов.

Родитель старается определить, как и где учить своего ребенка, работодатель включается в подготовку своих будущих кадров, образование все больше сегментируется, отвечая на конкретные, подчас точечные запросы и часто демонстрируя прекрасные примеры. Однако за деревьями разрозненных усилий все сложнее увидеть леса.

Образование претерпевает серьезный кризис прежде всего как социальный институт с ясными целями и функциями, высоким авторитетом и внятным ответом на социальные потребности.

В отсутствии этого образование становится не только уязвимым, но и с высокой вероятностью ненужным, легко заменяемым и подменяемым другими социальными практиками.

В современном виде мы получили образование в наследство от индустриального общества. Его массовость – это ответ на потребности механизированного и хорошо отлаженного машинного производства бесперебойно получать необходимые кадры.

От таких людей в первую очередь требуется пунктуальность, умение исполнять инструкции, многократно и рутинно воспроизводить вверенные им производственные операции. И начинать такую подготовку стоит с детства, чтобы желаемые качества были усвоены наилучшим образом. В этом на помощь приходит «скрытый учебный план» (hiddencurriculum).

Как пишет Э. Тоффлер в книге «Третья волна» (1980), обучая арифметике, чтению, письму, истории и другим предметам, массовая школа по своей сути решала другую, фундаментальную, задачу – она приучала:

  • беспрекословно соблюдать иерархию,
  • слушаться указаний,
  • однообразно выполнять задания в строгой привязке к времени.

В конце XX века «скрытый учебный план» обратил на себя пристальное внимание социологов П. Фостера и Р. Гомма. Их беспокоили проблемы неравенства в образовании. Они отвергали понимание учебного плана как нейтрального инструмента подачи знаний, преподнося его как поле конфликта социальных интересов.

Учебный план, по мнению Фостера и Гомма, используется для доминирования одних социальных групп (носителей разнообразных капиталов – культурного, финансового, социального) над другими.

Именно так воспроизводится и закрепляется неравенство в обществе.

Более того, была поставлена под сомнение сама идея обязательного школьного образования. Школа сформировалась для решения четырех основных задач:

  • опекать детей, оберегая от влияния улицы,
  • распределять между ними роли, которые они добровольно займут в обществе,
  • вырабатывать у них общественно значимые ценности,
  • передавать полезные знания, умения и навыки.

Сегодня школа опекающая, унифицирующая и готовящая с раннего детства к трудовой деятельности, не отвечает запросам времени, и общество ищет ей альтернативы.



Новости





























































Поделиться